Главная › Статьи › Стратегии развития инновационных предприятий

Стратегии развития инновационных предприятий

 
Способность создавать, развивать и внедрять инновации является необходимым условием для долгосрочной экономической эффективности малых и средних предприятий (МСП). Процессы глобализации открыли возможность широкого доступа к информации, новым рынкам для предприятий и работе в условиях международной конкуренции. В складывающейся ситуации ставка на снижение уровня цен уже не является эффективной. Это заставляет предприятия оптимизировать процессы производства, стимулировать разработку новой продукции, активно внедрять организационные изменения. 
 
Драйверы и стратегии инноваций
 
Чтобы разрабатывать и эффективно внедрять стратегию, способствующую созданию инноваций, важно понимать основные драйверы инноваций. К таким драйверам относят прежде всего исследования и разработки, а также взаимодействия между участниками рынка, абсорбцию и использование знаний в инновационной деятельности. 
 
Концепция бизнес-стратегий создания инноваций была впервые сформулирована в фундаментальном исследовании, опубликованном 2007 скандинавскими учёными Jensen, Johnson, Lorenz и Lundvall, которые выделили две стратегии. Первая стратегия «наука-технологии-инновации» (НТИ) ориентируется на науку и технологии (с англ. STI – science and technology-based innovation), а вторая стратегия «действия, использования и взаимодействия» (ДИВ) основана на обучении посредством действия, использования и взаимодействия (с англ. DUI – learning-by-doing, by-using and by-interacting). 
 
НТИ стратегия инноваций рассматривает в качестве приоритета инвестиции в исследования и разработки, патентование, научно-исследовательские компетенции персонала и инновационную инфраструктуру. В свою очередь, ДИВ стратегия ориентирована на опыт и специализацию производства, кастомизацию продукта, взаимодействие и связи. Доминирующим в ДИВ стратегии являются неявные и контекстно-ориентированные знания, которые генерируется методом проб и ошибок, путём решения внутренних и межфирменных задач как при индивидуальной, так и командной работе. 
 
Нами было проведено первое в Республике Беларусь исследование влияния стратегий инноваций на уровень инновационности МСП*. Результаты показали, что белорусские предприятия, комбинирующие НТИ и ДИВ стратегии, являются более эффективными в генерировании продуктовых инноваций. В то же время, МСП, которые полагаются только на ДИВ стратегию, являются более успешными в создании продуктовых и процессных инноваций, чем те, которые полагаются только на НТИ стратегию. 
 
Республика Беларусь как догоняющая экономика может извлекать экономическую выгоду из знаний и технологий, генерируемых в развитых странах. Но при этом белорусские предприятия нуждаются в развитии способности абсорбировать имеющиеся знания и технологии и превращать их в экономическую ценность. Эта способность базируется не только на технических и управленческих знаниях и компетенциях, но и на предпринимательских качествах человеческих ресурсов, имеющихся в стране.
 
Инновации посредством ДИВ модели, на которую должны делать ставку белорусские предприятия, генерируются через обучение в процессе действия, использования и взаимодействия. Концепция обучения в процессе действий предполагает, что предприятие осуществляет обучение (переобучение), основанное на опыте, и повышает производительность и эффективность через практику и многофункциональность. Инновации на ДИВ предприятиях должны являться неотъемлемой чертой ежедневной деятельности, а не быть лишь прерогативой научно-исследовательских подразделений. Это требует определённого уровня деловых и предпринимательских качеств и компетенций. Обучение в процессе использования знаний и технологий или, например, при использовании информации от потребителя и в процессе изучения спроса на продукт в соответствии с требованиями заказчика создаёт возможность экспериментировать и решать проблемы на уровне производства. Инновации могут быть результатом взаимодействий и связей с контрагентами и партнерами, что обеспечивает доступ к информации о технологиях и рынках.
 
Инновационные предприятия все больше испытывают потребность не в узких специалистах, а в многофункциональных, мобильных, обладающих лидерскими и предпринимательскими качествами, навыками коммуникаций и работы в команде сотрудниках, наличие которых позволяет генерировать инновации в рамках ДИВ стратегии. 
 
Становление в Республике Беларусь инновационной экономики требует для своего обеспечения высококвалифицированного управления, что вызывает необходимость подготовки менеджеров новой формации. Они должны обладать не только научными и инженерными знаниями, но уметь применять зарубежный и отечественный опыт в области разработки и внедрения инноваций, владеть методами их маркетинга и продвижения на рынок и уметь эффективно управлять процессом реализации инновационных проектов и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
 
С целью решения этой важной задачи в рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ разработал и предлагает образовательный проект – магистратура по специальности «Инновационный менеджмент». Программа обучения базируется на получении практико-ориентированных знаний по управлению инновационной деятельностью предприятий, оценке эффективности высокотехнологичных проектов, продвижению инновационных продуктов на отечественные и зарубежные рынки, внедрению новых технологий и организационных изменений.
 
Современные университеты должны вносить вклад в создание нового поколения выпускников, которые способны эффективно внедрять ДИВ стратегию в инновационный процесс. Предпринимательское бизнес-образование как раз должно дополнять и раскрывать потенциал теоретических знаний и аналитических навыков и быть направлено на развития указанных выше востребованных характеристик, а также способности и мотивации к дальнейшему обучению. Способность к обучению в целом играет ключевую роль в человеческом развитии, расширяет возможности отдельных лиц и коллективов и положительно влияет на благосостояние людей.
 
Особая ответственность в этих процессах ложится на бизнес-школы, которые должны стать связующими звеньями между системой образования и инновационными предприятиями.
 
Наталья Владимировна Апанасович, PhD
Декан факультета "Высшая школа бизнеса" Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, к.э.н
 
 
 

 

*  Apanasovich, N., Heras, H. A., & Parrilli, M. D. (2016). The impact of business innovation modes on SME innovation performance in post-Soviet transition economies: The case of Belarus. Technovation.

 

Компания: Институт бизнеса БГУ