Главная › Новости › Чему учатся преподаватели

Чему учатся преподаватели

Быть хорошим преподавателем – высокое искусство, а учить взрослых состоявшихся людей с разнообразным жизненным опытом – задача ещё более сложная. Кроме глубокого знания предмета, кругозора, эрудированности и умения передать знания, от преподавателей бизнес-школ ожидают больше: внутреннюю зрелость, интерес к жизни, чувство юмора, космополитизм, мультикультурность и многое другое. Чтобы приобрести эти навыки и развить необходимые качества, преподаватели учатся непрерывно. Кто и чему учит преподавателей?

Алексей Дунаевский
директор по развитию Бизнес-школы ИПМ

«День, когда я перестану волноваться перед входом в аудиторию, станет последним днем для меня как для преподавателя».

Учимся мы непрерывно, для преподавателя важно постоянное повышение квалификации. С одной стороны, это – естественное стремление к самосовершенствованию, а, с другой стороны, перефразируя Льюиса Кэролла, «…в наше время, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать».

Сейчас для этого есть все возможности: онлайн-курсы, трансляции, Сoursera, специализированные семинары, посещение профильных конференций. Не реже раза в год мы учимся очно. В этом году я посетил замечательный курс у нашего давнего партнера CEEMAN – International Management Teachers Academy (IMTA).

Я выбрал специализацию по стратегическому менеджменту. Преподавателем был один из известных европейских профессоров Кшиштоф Облой, который периодически преподает в Минске на программе Executive MBA в Бизнес-школе ИПМ. В течение пяти дней мы подробно рассматривали, как формируется стратегия и подходы к ее формированию, изучали разные школы стратегии и историю их возникновения.

На практических кейсах мы учились не только понимать стратегию, поскольку большинство из нас знает предмет достаточно хорошо, но и передавать знания. Как обучать стратегии, на что делать акцент, как быть со сложными местами и так далее.

Что больше всего запомнилось? Во-первых, интернациональный состав группы, в которой было 30 человек из 16 стран, в том числе, ребята-профессора из Китая. Две недели мы работали по 10-12 часов в день. Это было настоящее погружение, обмен опытом.

Первая фраза, с которой Кшиштоф Облой зашел в аудиторию подгруппы, работающей со стратегией, была такая: «Вы – самая сложная аудитория, с которой приходится работать, потому что вы все extremely overqualified. В группе из 8 человек, шестеро – со степенью PhD. Вы знаете все, что я буду преподавать, поэтому давайте лучше строить диалог». По сути, там не было преподавателей и студентов в чистом виде, это были участники одного общего процесса по обмену опытом, формированию нового знания. Вертикальных отношений преподаватель-студент просто не возникало. Любой из нас мог выйти и вести лекцию.

Важным преимуществом программы был по-настоящему серьезный уровень преподавателей, чего на большинстве программ просто не встречается. Преподаватели, которые стоят перед тобой, не просто преподают в топ-100 школах, а находятся на первом-втором-третьем местах в десятке лучших бизнес-школ.


С каким багажом я вернулся? Во-первых, я получил новую «инъекцию», новый взгляд на стратегию, на ее место в компании. Во-вторых, у меня появились идеи об изменении подхода к преподаванию, инструментах, которые я буду использовать, новые фреймворки, концепции. Я точно знаю, что мой курс станет еще лучше. И это касается всех курсов.

Если говорить про курс IMTA вообще, то на нем в разные годы учились многие преподаватели нашей бизнес-школы, для нас это как профильный курс, must have, необходимый для роста квалификации. Нет ничего более легкого для преподавателя, чем взять и «забронзоветь».

Вот ты находишься здесь, в своей стране, что-то читал, постоянно с этим работаешь, и ты непоколебим в своих воззрениях на мир. А мир – динамичен, он меняется. Нужно смотреть по сторонам, постоянно адаптироваться. Гибкость, кругозор, широкое восприятие, расширение твоей картины мира во всех направлениях, – вот, что самое важное для меня в обучении.

И день, когда я перестану волноваться перед входом в аудиторию, станет последним днем меня, как преподавателя. Этот страх заставляет всегда готовиться, еще больше знать, еще лучше понимать, – это и есть наша работа.


Светлана Борисевич
Маркетинг-эксперт и преподаватель Бизнес-школы ИПМ

«Учиться учить – это то, что должен делать преподаватель всю свою жизнь».

Я маркетолог-практик, у меня достаточно большой опыт работы в различных компаниях, в том числе, и международных. Каждому эксперту есть чем поделиться с другими, за годы работы накоплены знания, и они отработаны на практике. Преподаватели-практики сейчас очень востребованы.

Но есть очень большая разница между экспертом и преподавателем. Знать самому и учить других – это не одно и то же, я поняла это, когда стала сама преподавать несколько лет назад.

Чтобы передать знания, нужен структурный подход, постановка целей обучения. Вы должны не только четко знать, чему собираетесь научить, но правильно использовать методики обучения, вдохновлять и направлять своих учеников.

Учиться учить – это то, что должен делать преподаватель всю свою жизнь. За последние несколько лет я училась разрабатывать курсы, общалась с более опытными коллегами, и это мне помогло почувствовать себя не только экспертом, но и преподавателем.

IMTA 2018

В этом году я, как и Алексей, проходила обучение на международной программе для преподавателей IMTA. Это – удивительная программа, которая не только обучает, но и вдохновляет. Что меня действительно поразило, это уникальный преподавательский состав на программе. С нами работали постоянно четыре профессора из разных стран, которые специально приезжают на IMTA один раз в год.

Они не просто учили нас, а работали с нами в группе, задавали вопросы, участвовали в дискуссиях на протяжении всего дня. Работать плечом к плечу с гуру стратегии Кшиштофом Облоем или гуру маркетинга Джо Понсом – мечта каждого менеджера и преподавателя.

Что я привезла с собой? Это – кейс-метод, как методика преподавания.

О кейс-методе много уже сказано, тренеры пытаются активно использовать его для отработки практических навыков. Совместный разбор жизненных ситуаций – универсальный способ обучения.

Мы посвятили этому методу целую неделю обучения в IMTA под руководством профессора Джо Понса (Испания), основателя и президента AXIOMA Marketing Consultants, известного гуру по разработке и использованию кейсов в стратегическом маркетинге.

После недели почти круглосуточного обучения я не только поняла, что значит работать с кейсом, но и успешно провела обучение для своих коллег. Для меня стало открытием, что кейс может не иметь правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений может быть несколько. Вводные данные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

Я считаю, что кейс-метод очень эффективен для менеджеров и маркетологов. Ведь гибкость мышления в современном мире – одно из самых важных качеств.



Алексей Искорцев
Руководитель направления бизнес-симуляций

«Люди способны учиться только на своих ошибках. И мы с удовольствием предоставляем такую возможность».

Один раз в год традиционно проходит встреча партнеров по бизнес-симуляциям. В этом году была очередная глобальная встреча партнеров в штаб-квартире CELEMI в Мальмё. Это всегда большое событие, во время которого происходит интенсивный обмен опытом – кто с кем работает, какие новые тренды, технологии и продукты на рынке бизнес-симуляций.

И что можно отметить. Если раньше был большой бум всевозможных электронных проектов, то в этом году тренд поменялся, и стало больше технологий «hi-touch», в противовес «hi-tech». Hi-touch – это когда ты получаешь свой собственный опыт, ощущение того, как это делать. Это и есть суть бизнес-симуляций: ты садишься и пробуешь управлять компанией, и сразу видишь, какие решения к каким результатам приводят. Кроме того, люди способны учиться только на своих собственных ошибках. И мы с удовольствием предоставляем им такую возможность.

CELEMI разрабатывает настольные бизнес-симуляции, которые мы используем. Благодаря им совместная работа в аудитории становится настолько напряженной и концентрированной, что за короткий промежуток времени ты получаешь сгусток навыков и эмоций, которые закрепляются на уровне рефлексов и потом помогают эффективно взаимодействовать и принимать решения в реальной жизни.

Тренд в том, что подобных технологий стало больше. Пошел откат от электронных инструментов обратно к «ламповым». Люди стали понимать, что электронные инструменты помогают, но у них, как у любого инструмента, есть ограничения, и он должен дополняться чем-то ещё. Это то, что мы используем в подходе Blended Learning: у нас есть дистанционное обучение с теоретическими материалами, проверкой знаний, различными формами обратной связи, форумом, связью с тьюторами, и при этом есть насыщенные концентрированные очные занятия, когда группа работает над кейсами участников, задействована в бизнес-симуляциях и так далее.

Что планируем делать нового? Появилась новая бизнес-симуляция PartnerStock, направленная на обучение управлением цепями поставок, управление запасами, повышение эффективности деятельности компании – то, что мы привезли из Швеции.

Это очень актуальная тема, поэтому мы сразу прошли сертификацию по работе с PartnerStock. Чем меньше ты используешь оборотного капитала и чем быстрее ты с ним работаешь, тем ты эффективнее. Работа с дебиторской задолженностью, сроками оплаты, складскими запасами является важной составляющей в торговых и производственных компаниях.

Как правильно оптимизировать и автоматизировать цепочку поставок – сейчас это во многом задача hi-tech, это можно запрограммировать. А как грамотно этими процессом управлять и решать возникающие нестандартные ситуации? Это и есть элемент hi-touch, взаимодействие между подразделениями: отделом продаж, производства, закупок и так далее. Эффективность компании зависит от взаимодействия внутри этой цепочки. Соответственно, эта симуляция позволяет получить опыт построения такой эффективной цепочки.

Еще одна новинка, которую мы будем использовать – это бизнес-симуляция по продажам, Sales Endeavor. Основными темами этой бизнес-симуляции будут длинные продажи, взаимодействие с клиентом, выстраивание отношений со всеми заинтересованными сторонами. Это еще один продукт, который позволит нашим клиентам, уже имеющим опыт в продажах, повысить свою эффективность.


В любом случае, наша учеба – это наш вклад в преподавание. Все, чему мы учимся, мы потом передаем нашим студентам. Вместе с ними в учебной аудитории мы будем формировать общее пространство обмена опытом и знаниями, и в этом каждая группа уникальна и неповторима.

ipm.by