Юлия Сапожникова, профессиональный фасилитатор, IAF Certified™ Professional Facilitator, бизнес-тренер, основатель проекта ProFacilitation
Запросы на проведение стратегической сессии встречаются часто.
Руководители понимают, что без согласования общей стратегии развития компании отдельные подразделения будут двигаться в разных направлениях: реализовывать свои приоритеты, заниматься микроменеджментом и тушить пожары. Всё это ограничивает потенциал команды, делает невозможным достижение общих целей, приводит к разочарованию и снижению вовлечённости сотрудников.
При этом стоит помнить, что все запросы на проведение стратегической сессии уникальны по-своему.
В каждой «коробке» с надписью «стратегическая сессия» скрываются свои реалии, представления и ожидания. Поэтому так редко можно встретить, создать или реализовать два одинаковых сценария под запрос на проведение «стратегической сессии».
«У нас будет стратегическая сессия!»
Руководители компании сообщают: «У нас будет стратегическая сессия!». Кто-то воспринимает это с воодушевлением, потому что предвкушает возможность встречи с коллегами, серьёзные разговоры и договорённости о важном.
Другие испытывают негодование, потому что ожидают бессмысленную трату времени, «как и в прошлый раз».
В ком-то предстоящая встреча отзывается тревогой из-за ожидаемых неизбежных конфликтов и нежелания в них участвовать.
А кто-то и вовсе не видит смысла в таких мероприятиях, потому что «работу работать надо, а не разговоры разговаривать».
Но запланированная стратегическая сессия всё равно происходит, хоть и порой совершенно в разных форматах.
Как это может быть? Варианты различны:
- Последовательность тщательно подготовленных и отрепетированных презентаций с короткими промежутками на быстрые вопросы-ответы, с перерывами на кофе-паузы, обед и долгожданную развлекательную программу в конце дня.
- Приятный выезд за город, где на общем мероприятии представляется уже разработанная стратегия развития компании.
- Участников просят высказать своё мнение по поводу уже принятого решения. Фуршет!
- Череда мозговых штурмов, где принимаются все идеи без критики и анализа, создаётся обширное поле предложений для развития, которые не реализуются или не приводят к реальным переменам.
- Несколько дней бесконечного «хождения» вокруг одних и тех же тем, «пережёвывание» вопросов, по которым невозможно принять совместное решение или выйти на новый уровень обсуждения и договорённостей.
- Обычное совещание в привычной обстановке по обсуждению результатов работы подразделений и постановке целей на следующий год.
Узнаёте? Чего-то не хватает? Добавьте свой вариант.
В любом случае важно помнить, что стратегическая сессия (или сессия стратегического планирования) может оказаться либо ценной инвестицией времени, денег, усилий и экспертизы участников, либо пустой, бесполезной и безжалостной их тратой. Решать вам.
Стратегическую сессию провели. Что дальше?
Стратегическое планирование — это определение направления долгосрочного развития компании. Результатом такого процесса становится стратегический план, который:
- Включает в себя реализацию приоритетных стратегических проектов.
- Объединяет вклад и усилия различных подразделений компании для достижения общих разделяемых целей.
При разработке стратегического плана часто необходимо прояснить и согласовать:
- Видение как образ желаемого будущего компании
- Миссию как важное предназначение компании
- Ценности и модели поведения сотрудников
- Текущее состояния компании
- Тенденции и тренды, влияющие на развитие компании
- Ключевые измеримые цели и результаты
- Стратегические направления, проекты и инициативы
- Риски и барьеры на пути к желаемому видению
- Ключевые факторы успеха
- Анализ стейкхолдеров, конкурентный анализ
- План действий с конкретными шагами (Road Map)
- Вероятные сценарии развития и варианты действий
Это возможные элементы. Их набор и комбинация определяют сценарий каждой отдельной стратегической сессии, создают её уникальный узор и характер.
Рецепт качественной сессии стратегического планирования
Несмотря на то, что разработка стратегического плана — значимый результат хорошей стратегической сессии, этого недостаточно. Нужно кое-что ещё.
На качественных сессиях стратегического планирования:
- Происходит сонастройка коммуникации и общего языка, взаимопонимания в команде, согласованное совместное движение к общей цели.
- Возникают «моменты истины», за которыми следуют прорывные идеи, смелые решения, важные договорённости и положительные изменения в последующей деятельности уже после сессии.
- Участники задействуют свою способны видеть «дальше и выше», переключаться от рутинных проблем и операционных задач своих подразделений к достижению значимых больших целей компании.
- Различия во взглядах, компетенциях, опыте и культуре участников становятся не точкой конфликта и претензий друг к другу, а источником расширенного видения и широкого понимания, генерации нестандартных идей и решений.
Cтратегические сессии — это часто про то, как найти выход в ситуации, когда непонятно, куда идти.
Поэтому всё чаще компании хотят, чтобы мероприятие проходило в формате интерактивной работы всех участников, их постоянного взаимодействия, обмена мнениями, открытых диалогов по важным темам.
Из книги о стратегических сессия Криса Эртель и Лизы Кэй Соломон
«Истинное стратегическое планирование происходит в процессе общения с живыми людьми, а не с безжизненными документами или компьютерными программами…
Провести стратегическую сессию — это создать условия для такого взаимодействия, при котором актуальные вопросы перспективного планирования разбираются с разных точек зрения. Условия, при которых изучаются все представления о текущей ситуации и происходящих изменениях. Условия, при которых варианты, ведущие к успеху, продумываются, анализируются и дорабатываются. Условия, которые вовлекают участников в обсуждении так глубоко, как они прежде не могли себе и представить»
Главные ошибки в подготовке и проведении стратегических сессий
Если ваши стратегические сессии проходят не совсем так, как вам бы этого хотелось, или вы не получаете важный результат, присмотритесь. Возможно, вы совершаете ряд ключевых ошибок в подготовке и проведении стратегических сессий в своей команде.
Важно их знать и замечать, по возможности, предупреждать грамотными действиями по подготовке, проведению и анализу качественных стратегических сессий.
И такие сессии станут значимым опытом для вашей команды и инвестицией в развитие вашего бизнеса!
Источник: btools.by
Компания: BusinessTools
Тренер: Сапожникова Юлия