Каждый третий офисный работник предпочитает работать в наушниках, под любимые мелодии. О том, как музыка стала инструментом повышения вовлеченности персонала, рассказала Анастасия Мягченкова, начальник отдела по персоналу ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания».
Связь музыки и продуктивности давно доказана и подтверждена научными исследованиями. Но почему же многие руководители и менеджеры по корпоративной культуре проходят мимо такого простого и действенного инструмента повышения вовлеченности персонала?
Наша компания не была исключением, руководящий состав упорно боролся за дисциплину и «чистоту рядов», запрещая все лишние гаджеты на рабочем месте и создавая атмосферу тишины, близкую к паранойе. Так продолжалось ровно до того момента, пока в отдел продаж не пришел новый менеджер. Он то ли не услышал, то ли не понял правил нашей корпоративной этики, и все то время, пока не был занят активным общением с клиентами, проводил в микронаушниках.
И все было хорошо, продажи росли, показатели выполнялись, пока его непосредственный руководитель в какой-то момент не обратился к нему с вопросом, а тот не ответил. Вопрос был задан ещё раз, потом ещё раз, руководитель начал закипать, почувствовав, что его игнорируют, а наш герой продолжал бодро стучать по клавишам не реагируя на окружающую действительность. Очнулся он, когда грозная тень босса нависла над ним, буравя взглядом, готовым испепелить все сущее на этой земле. Тут-то и выяснилось, что наш меломан был в плену любимых мелодий.
Ах, какой же был скандал, ну какой же был скандал… Наушники были ликвидированы, менеджер подвергнут публичному порицанию и позору и все вернулось на круги своя. Но вот беда, продажи у незадачливого новичка стали падать. Его супер-старт перекрыло стремительное падение показателей и общая вялость.
В ходе адаптационной беседы мы выяснили, что проблема в отсутствии любимого допинга — музыки. Парень попросту не мог сосредоточиться и настроиться, постоянно отвлекался на чьи-то посторонние диалоги, звуки работающей техники, шаги в коридоре. Как результат — ошибки в коммерческих предложениях и счетах, потеря клиентов.
Осознав проблему, мы озадачились вопросом — насколько велика связь между любовью некоторых сотрудников к музыке и их продуктивностью? Чтобы это определить понадобилось провести исследование вовлеченности персонала, по итогам которого выяснилось, что 80%(!!!) производственного и 60% офисного персонала испытывают чувство смятения из-за того, что не могут слушать на работе любимое радио или плейлист.
Для производственных рабочих это оказалось особенно актуально, ведь из-за высокого уровня шума на линиях они все равно работают в берушах. Так почему бы не заменить их на беспроводные наушники, подумали мы.
Следующим этапом было исследование музыкальных предпочтений коллег. Мы ответственно подошли к делу и выяснили, например, что между работой в тишине или под фоновую музыку, общую для всех, 70 % выбирает фон.
Мы выделили блоки музыкальных предпочтений персонала по жанрам и вот что у нас получилось: основная масса сотрудников отдавала предпочтение популярной музыке (в основном зарубежным исполнителям) и музыке без слов (электронная, джаз, классическая, музыка из фильмов), был ещё не очень большой блок любителей музыки из видеоигр.
Что мы сделали с этими знаниями? Создали корпоративное онлайн-радио по типу Яндекс-музыки, где каждый сам решает, слушать или нет, выбирает, какой трек ему нравится, делает подборки из уже существующих мелодий, предлагает свои любимые композиции, делится ими с коллегами и находит единомышленников. И мы, конечно же, купили на каждое рабочее место мини-колонки.
Почему мы выбрали подобный формат, а не просто разрешили людям слушать то, что им нравится?
– Во-первых, мы постарались гармонизировать корпоративную подборку с учётом запроса аудитории, но для того, чтобы рабочий процесс не переходил в дискотеку, сформировали плавные переходы между ритмичными и лирическими композициями, песнями и темами без слов, плюс встроили элемент интерактивной активности.
– Во-вторых, мы отстроили систему так, что утренние треки отличались от подборки в конце рабочего дня, это потребовало большой работы IT-отдела, но результаты того стоили.
– И в-третьих, мы никого не принуждаем слушать музыку, если человек этого не хочет, звук во всех колонках установлен на оптимальный уровень громкости, так, чтобы было слышно пользователю, но не мешало соседу.
И да, всегда есть пятница, день, когда сотрудник может слушать то, что ему нравится, это как free dress-code, только в музыкальном плане. Плюс иногда (по желанию) мы делаем подборки от конкретного сотрудника и ставим их в определенный день, например в его день рождения.
Кто-то скажет, что это ерунда, тратить столько времени, сил, денег на музыкальное сопровождение работы. Это же не кабаре, в конце концов.
Так бы сказала и я, если бы у меня не было на руках данных по вовлеченности и лояльности персонала до и после музыкальных нововведений. Вовлеченность выросла на 28 %, лояльность на 30 %, межличностные отношения и коммуникации тоже улучшились. Что касается производительности, продаж и прибыли — мы тоже увидели рост, и корпоративное радио стало одним из факторов, повлиявших на него. Сотрудники стали работать продуктивнее без дополнительных материальных стимулов, а качество производимого продукта и оказываемых услуг выросло в разы.
Мотивация много выше, чем деньги. Достаточно дать человеку высказаться, проявить себя как личность, показать, что вам интересны его пристрастия, чем он дышит, что его волнует и вы увидите, как он начнет выдавать больший результат не потому, что ему за это платят, а потому, что его мнение ценят и уважают. Пусть даже это любовь к Чайковскому или Linkin Park.
Источник: hr-tv.ru