Главная › Статьи › ИИ-тьютор, фасилитатор и эксперт: как ИИ меняет обучение

ИИ-тьютор, фасилитатор и эксперт: как ИИ меняет обучение

Образование сегодня развивается очень стремительно, и лидирующую роль в этом процессе играет искусственный интеллект.

Вопрос уже не в том, использовать ли ИИ в обучении, а в том, как делать это максимально эффективно и безопасно.

Ильдар Мансуров, руководитель AI-направления СберУниверситета, рассказывает, как грамотно интегрировать нейросети в образовательный процесс и использовать их возможности с максимальной пользой.

От теории к практике: ИИ-сервисы в действии

Поскольку Сбер является лидером российского финансового сектора, внедрение ИИ составляет одно из ключевых направлений стратегии банка.

В СберУниверситете мы уже давно вышли за рамки простого эксперимента с нейросетями. ИИ используется на всех уровнях взаимодействия слушателей и преподавателей — от разработки учебных материалов до организации внеаудиторной работы и оценивания. В этом смысле у нас не осталось «белых пятен». СберУниверситет тестирует и использует множество инструментов на базе нейросетевых алгоритмов, а для некоторых задач ИИ используется в промышленных масштабах.

Ключевой актив — собственная большая языковая модель Сбера — GigaChat. Она внедряется во все образовательные продукты, включая HR-платформу «Пульс» и Образовательную платформу СберУниверситета, а также на ее основе создаются уникальные ИИ-инструменты.

Яркий пример экспериментальной площадки — ИИ-бот «Истра». Это персональный и групповой ассистент, который выступает в роли ИИ-тьютора, фасилитатора и эксперта и доступен как в корпоративной среде, так и в Telegram.

ИИ лучше лекций? Да, но с оговорками

Последние исследования подтверждают, что обучение с ИИ-тьютором часто эффективнее классической лекции: студенты усваивают больше информации, чувствуют себя вовлеченнее и мотивированнее. Мы с коллегами в целом согласны с этими выводами, но есть несколько важных уточнений.

Во-первых, лекция как формат давно изжила себя, и сравнивать ИИ с ней — не самая высокая планка. Гораздо ценнее, когда ИИ становится частью интерактивных и вовлекающих методик.

Во-вторых, ИИ — не панацея. Языковые модели все еще склонны к конфабуляциям, а их логика неидеальна. Поэтому в СберУниверситете при создании образовательных материалов и генерации ответов на вопросы учащихся ИИ всегда опирается на строго проверенные базы знаний. Кроме того, в развитии метапредметных навыков у наших слушателей ИИ пока не так эффективен.

В-третьих, важнейший вывод заключается в том, что ИИ не автоматически повышает эффективность для всех. Сильные ученики используют его, чтобы стать еще лучше, а слабые деградируют, тратя сэкономленное время на развлечения. Преимущества от ИИ распределяются неравномерно и зависят от мотивации и исходного уровня учащегося.

Главный секрет: не ИИ, а персонализация

Наша практика показывает, что успех обучения зависит не столько от самого факта применения ИИ, сколько от грамотного сочетания форматов и эмоциональной составляющей.

Знания усваиваются лучше, если они подаются в разных форматах одновременно, включая текст, аудио и визуальный ряд. Улучшается запоминаемость и когда полученные знания можно сразу применять на практике в реалистичных задачах. Еще одно условие эффективного усвоения — социальный компонент: слушатели должны общаться, обмениваться мнениями, совместно решать задачи и реализовывать проекты.

Мы уверены, что образование должно быть глубоко персонализированным, и здесь ИИ становится незаменимым помощником, позволяя масштабировать индивидуальный подход.

Заменит ли ИИ преподавателя

Роль преподавателя уже трансформировалась из носителя знаний и навигатора в фасилитатора и мотиватора. Однако о полной замене человека искусственным интеллектом речи нет. Нейросети еще слишком «молоды», и их использование в образовании требует серьезного контроля со стороны специалистов и кропотливой проработки сервисов.

В ближайшей перспективе ИИ возьмет на себя рутину: начнет анализировать цифровой след учащихся и помогать оценивать работы, конечно же, под контролем человека и с правом на апелляцию. А наибольший прорыв ожидается в сфере создания персонализированного контента, особенно в области визуализации и разработки VR/AR-материалов.

Совместная работа человека и ИИ открывает огромные перспективы: вместе мы сможем сделать обучение по-настоящему увлекательным, эффективным и доступным для каждого.

Источник: companies.rbc.ru