Главная › Статьи › Александр Паньков: Теперь самое время убрать привязку зарплат к доллару

Александр Паньков: Теперь самое время убрать привязку зарплат к доллару

Какая кадровая политика спасет в нынешний кризис и какой бизнес умрет в Беларуси первым— об этом управляющий партнер, эксперт по стратегическому развитию консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков.
 
«Впереди как минимум три непростых года»
 
– Этот кризис можно сравнить по влиянию на персонал с тем, который был в 2008 году?
 
– Не стоит ожидать, что это будет аналог 2007, 2008, 2011 годов. Думаю, будет хуже, чем тогда, из-за влияния экономических проблем в России, прежде всего. Рынок неплатежей действует. С Россией работает 60% бизнеса, и сейчас возвращаются деньги только за октябрь, в лучшем случае — ноябрь, а самыми тяжелыми были декабрь и январь. Таким образом, у нас начальная стадия кризиса. Мы проедаем все жировые запасы.
 
Однако через три-четыре месяца ничего не закончится, даже усугубится. Впереди как минимум три непростых года.
 
– Какие стратегии поведения вы бы посоветовали бизнесу?
 
– Крупному бизнесу сейчас надо постараться искать новые рынки, например среднеазиатские. Что касается среднего и мелкого бизнеса, если компания поймет, какая потребность есть у ключевого клиента и как ее удовлетворить, она имеет все шансы как сохранить свои объемы, так и вырасти. А в целом для бизнеса сейчас важно жестко контролировать затраты и обеспечить устойчивый денежный поток.
 
Бизнес, который обслуживал госсектор, начинает умирать
 
– И все-таки не все останутся на рынке?
 
– От 20 до 30% предприятий, независимо от форм собственности, не выстоят. Устойчивость зависит не столько от сферы бизнеса, сколько от адаптационного потенциала предприятия. Пострадают в первую очередь бизнесы, в которых отсутствует функция развития и поиск решений, причем без учета направления бизнеса. Чтобы выжить и развиваться, нужно искать новые варианты.Будут умирать малоэффективные бизнесы и те, которые не вкладывают в развитие персонала, живут сегодняшним днем.
 
Детальная прокачка существующей бизнес-модели, ее трансформация при необходимости и, как следствие, сокращение затрат в определенных сферах – вот основные задачи управленческой команды. Важный момент – умение контролировать затраты компании и поиск мотивации для потребителя оставаться клиентом компании.
 
Необходимо определиться с портретом ключевого клиента. Известно же, что 20% клиентов дают 80% прибыли. Также надо иметь в виду, что эти ключевые клиенты меняются. Например, таковыми для многих были государственные предприятия, которые теперь сталкиваются с проблемами, не платят, и бизнес, который обслуживал госсектор, начинает умирать. Значит, надо искать ключевого клиента, под которого выстраивать новую бизнес-модель. Необходимо оценивать ключевые каналы продаж. Опт, розница, интернет — где сейчас есть продажи. Где легче, проще достучаться до клиента.
 
– Получается, надо работать по науке, но этого не происходит?
 
– Да, есть определенный набор инструментов, который должен быть в бизнесе и, главное, быть взаимосвязан. Если этого не происходит, весь бизнес сваливается в ключевую продажу за счет скидки и низкой цены. Многие бизнесы в Беларуси и России этим грешат. Кризис –– удачное время для смены старых подходов, технологий. Задача бизнеса — собраться и понять, почему прежняя бизнес-модель не работает и что с этим делать. 
 
«Самое страшное — начать экономить на чае и кофе»
 
– Какая кадровая политика оптимальна в кризис?
 
– Пришло время, когда сотрудники должны понимать, что халявы не будет, то есть зарплата должна зависеть от результатов работы. Можно уменьшить окладную часть и увеличить переменную. Философия бизнеса: сейчас получают те, кто делает больше, результативнее, эффективнее, чем вчера. Работники должны знать о ситуации в фирме и не ждать чуда. 
 
Теперь самое время убрать привязку зарплат к доллару. В России с этим проще, так как там не стоит вопрос индексации зарплат в долларовом эквиваленте. Там за долгое время приучили народ к зарплате в российских рублях. В условиях нынешнего кризиса большинству компаний стоит отказаться от индексации зарплат. Думаю, если будет индексация, то очень точечная — ключевым сотрудникам, от которых в принципе зависит бизнес. А дальше рост заработной платы должен напрямую зависеть от результатов бизнеса.
 
– Какие методы в кризис вы бы не рекомендовали применять?
 
– Любое сокращение персонала, если оно не обдумано и не просчитано. Необходимо принимать решения с учетом причинно-следственных связей в бизнесе. Еще раз подчеркну: если компания понимает свою бизнес-модель, тогда легче разобраться и с затратами. А для этого нужны компетенции, бизнес-образование. Самое страшное в этой ситуации начать экономить на чае и кофе. Когда люди начнут ходить со своими рулонами туалетной бумаги на работу, это конец. При этом очевидно, что сокращение затрат неизбежно. Лучше все же сократить траты на различные имиджевые мероприятия, чем на обучение.
 
– Что может сделать государство?
 
– Прокачать бизнес-модель, найти драйверы роста. В экономике не может не быть драйверов роста. В предыдущие годы это было строительство, раскочегаривание покупательской способности через рост заработной платы. Частично Чемпионат мира по хоккею стал драйвером. Строились гостиницы, инвестировались средства в инфраструктуру, аэропорт. Я бы создал государственный фонд развития малого предпринимательства и выдавал бы гранты под создание малых предприятий. А дальше — 2-3 года сопровождения, пока не окрепнут.
 
– Как быть, если драйверов нет?
 
– Их можно создавать искусственно. Например, в Германии в 1930-х годах началось массовое строительство дорог, по которым ездят до сих пор. Это стимулировало развитие других отраслей. Не могу сказать, что это может потянуть всю страну, но все же у нас есть потенциал, например, в ИТ-индустрии. У нас однозначно недоработана туристическая отрасль. Мы много говорим об этом, но проблемы остаются теми же –– например, мы никак не придем к упрощению визового режима. Не стоит сбрасывать со счетов и строительство –– дорог, жилой недвижимости, а также создание наукоемких производств, которые могли бы поспособствовать развитию целых отраслей. Если обобщить, то это непростая задача.
 
«До сих пор с благодарностью вспоминаю работодателя, уволившего меня»
 
– Как, думаете, поведут себя работники в кризис?
 
– Если у компании есть стратегия, она будет инвестировать в развитие компетенций своих сотрудников, но более точечно, более целенаправленно. Если брать сотрудников, то люди всегда пытаются искать место получше, но в данном случае, в данном кризисе таких мест будет немного. Плохо в России, очень плохо в Украине. Нужно понимать, что особого выбора рабочих мест нет. Надо быть успешным и эффективным на своем месте. Надо помочь выстоять своим работодателям.
 
Жировая прослойка есть у значительной части населения. Понятно, что есть малообеспеченные слои населения, нуждающиеся в особой поддержке. Но людям, у которых есть что вложить, стоит это сделать в усиление своих позиций как работника. Если у человека есть выбор –– купить новую мебель или вложить деньги в свое образование, надо сделать второе. Это безопасность в будущем.
 
– И все же многие потеряют работу?
 
–  Да, это неизбежно. Но я знаю, что это не конец света. Когда-то в 1995 году я был одним из тех, кого уволили за ненахождение консенсуса. Мы с другом создали компанию «Здесь и сейчас».  До сих пор с благодарностью вспоминаю работодателя, уволившего меня.
 
Кризис –– это своего рода санитар леса, вызов, который дает возможность пересмотреть работу всей организации, проверить надежность менеджмента. Именно поведение во время кризиса проверяет приверженность управленческой команды ценностям компании, а иногда способствует смене ценностей. Кризис может способствовать перерождению как государственного, так и частного бизнеса.
 
Что бы ни произошло, вплоть до потери бизнеса, надо воспринимать это как возможность посмотреть на жизнь по-другому, начать что-то новое, рискнуть. Очень многие бизнесы начинались без серьезных денег. Тут нужна целеустремленность, знания. Учиться не означает сидеть за партой. Важно тратить свое время на правильные вещи, больше общаться, расширять свой круг общения, развивать свои сильные стороны. Под лежачий камень вода не течет. Главное не отчаиваться. Нынешний кризис — не великая депрессия, многие бизнесы пройдут через этот кризис, а некоторые сотрудники создадут свой собственный бизнес. Это время больших возможностей.
 

Компания: Бизнес-школа «Здесь и Сейчас»

Тренер: Паньков Александр