Шлю здоровье вам, дорогие читатели, здравствуйте!
Сегодня будем говорить не о правилах и их исключениях. А о популярных словах.
Еще будучи студенткой филфака, меня всегда интересовало, какую энергию несет в себе слово, почему в похожих ситуациях люди, имеющие примерно равный образовательный уровень и активный словарный запас, используют разные слова. Потом я узнала, что такое картина мира и как она отражается на нашей речи, увлеклась лингвокультурологией. Потрясающие открытия для себя совершала, но это тема совсем другого разговора.
Много работая с описанием обучающих программ для бизнеса, причем совершенно разных авторов, заметила, что некоторые слова часто повторяются, да и в целом названия не имеют особого разнообразия. Сегодня речь о двух таких частотных словах:
УСПЕХ и ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Когда появились разнообразные тренинги личностного роста, стержневой идеей их стал образ успеха: пути к нему и его достижения. Яркий такой образ, ктому же он дает поле для разнообразных метафор. И понеслось: все заголовки буквально пестрили успехом и успешными делами. В разговоре коллеги мне как-то сказали: «Так принято: когда в названии «успех» – это хорошо».
Последние полтора года я с удивлением увидела, что «успеха» становится заметно меньше, его заменяет «эффективность». Неосязаемый, такой изменчивый и разными людьми по-разному воспринимаемый успех уступил место прагматичной, легко просчитываемой и куда более важной в бизнесе – эффективности.
Чтобы выяснить действительно это так, или «мне показалось», обратилась к базе программ тренингового портала Аспект (благодарю его руководителей за такую возможность) и провела «инвентаризацию» всех названий обучающих программ за 2012-2014 гг.
Результаты подтвердили мое предположение. Эффективность встречается почти в 5 раз чаще успеха.
Пишу не для выводов, а для любопытства.
И все же напрашиваются мысли:
во-первых, мода на слова есть и она видна, если пристально наблюдать за языком;
во-вторых, язык – зеркало нашего отношения к действительности: сложно измеримый, хоть и желанный, успех заменяет четкая и поддающаяся подсчету эффективность;
в-третьих, язык настолько разнообразен, но используем мы минимум, а жаль…