Главная › Бизнес-справочник › Школы управления в менеджменте: научная, административная, количественная, эмпирическая

Школы управления в менеджменте: научная, административная, количественная, эмпирическая

Все основные школы управления в менеджменте стараются ответить на вопрос, как повысить эффективность и продуктивность организации, однако делают это по-разному. С конца XIX века сформировалось несколько концепций. Существуют следующие школы управления в теории менеджмента:

  • школа научного управления;
  • административная школа управления;
  • количественная школа управления;
  • эмпирическая школа управления и др.

Рассмотрим основные положения каждой из них.

 

Школа научного управления в менеджменте

Теория возникла на рубеже XIX – XX веков. Ее основоположник, Ф. Тейлор, считал, что менеджмент – это наука, которая строится по определенным законам и правилам. Поэтому он утверждал, что вся работа организации должна строиться, отталкиваясь от научных критериев. Согласно теории школы научного управления в менеджменте:

  •  все ручные операции постоянно анализируются и после совершенствуются
  •  работники отбираются по научным критериям, проводится постоянное их обучение
  • в организации существует жесткая иерархия
  • разграничиваются управленческие и исполнительские функции.

Более подробно про школу научного управления почитайте по ссылке.

 

Административная школа управления в менеджменте

Ее также называют “классическая школа управления”. Концепция административной школы управления в менеджменте стала популярной в 1920-1950 годы. Основатель школы, А. Файоль, хотел создать универсальные принципы управления, которые могли бы повысить эффекттивность любой организации. В теории выделяют следующие положения:

  •  необходимо разработать общие закономерности управления
  • организация  должна делиться на отделы согласно их функциям
  • принцип единоначалия (“человек получает распоряжения только от одного начальника”)
  • управление включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль.

 

Количественная школа управления в менеджменте

Становление теории количественной школы управления в менеджменте относится к середине XX века, однако применяется она и сегодня. Катализатором ее развития стал «компьютерный бум».

 

В основе количественной школы лежат математические формулы и законы. Представители количественной школы управления пытались создать теорию управления на базе математики, статистики, инженерных наук.

 

Характеристиками школы являются:

  •  широкое использование количественного подхода
  • недостаточное внимание человеческому фактору
  • компьютеризация управления
  • системный подход.


Эмпирическая школа управления в менеджменте

Возникновение этого направления относят к 1960 годам. Представители эмпирической школы управления в менеджменте считали необходимым исследовать мировой практический опыт управления и на его основе создавать правила менеджмента. Также они выступали за внедрение системного подхода как нового типа мышления.

 

Эмпирическая школа управления строится на нескольких принципах:

  •  особая роль руководителя, который должен быть профессионалом в широком круге вопросов
  • ориентация на долгосрочную перспективу
  • сплочение коллектива в единое целое
  • управление должно отталкиваться от целей.


Школы управления в менеджменте – кратко

Если кратко, то существует несколько  теорий управления в менеджменте. Они отличаются пониманием, что является более важным для повышения эффективности организации.

 

  1. Так, в основе научной школы лежит принцип использования научных критериев управления.
  2. Представители административной школы пытались выработать универсальные правила менеджмента на основе общих закономерностей.
  3. Теория количественного управления базируется на математических формулах и подходах.
  4. Последователи эмпирической школы управления большое внимание уделяют мировому практическому опыту.

 

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект