Главная › Бизнес-справочник › Школа научного менеджмента

Школа научного менеджмента

Школа научного менеджмента появилась на рубеже XIX – XX веков. Основатели ее пытались решить вопрос: как сделать так, чтобы человек работал как механизм? Поэтому основной задачей школы научного менеджмента стал поиск наиболее эффективного пути использования и человеческих, и материальных ресурсов.


Авторы теории считали, что необходимо изучить операции ручного труда, замерить различные показатели и проанализировать их, чтобы затем улучшить и сделать труд более продуктивным. В основе концепции научного управления в менеджменте лежит несколько принципов, а именно:

 

  • рациональная организация труда (через введение новых правил, основанных на анализе работы, логически выверенная расстановка рабочих, их обучение новым эффективным методам);
  • тщательная проработка формальной иерархии, структуры организации;
  • разграничение исполнительских и управленческих функций.


При этом человеческий фактор в работе организации фактически не учитывается.


Формирование школы научного менеджмента

Основателем школы научного управления в менеджменте считается американский инженер Ф.  Тэйлор. Он был уверен, что менеджмент – это настоящая наука, которая строится на определенных законах и правилах. Их использование повышает эффективность работы организации. Именно на эффективности организации, а не работы отдельного человека, он делал акцент.

 

Книга Ф. Тэйлора «Принципы научного менеждмента», вышедшая в 1911 году, стала теоретической базой школы научного менеджмента. Также заслугой Ф. Тэйлора считается разработка основ нормирования труда, стандартизации операций ручного труда.

 

Основные научные школы менеджмента

Школы научного управления в менеджменте связаны с именами ученых, разработавших их. В целом, их концепции довольно похожи, но все же имеют свои отличия. Научно-теоретические школы менеджмента сформировали следующие представители.

 

Представители школы научного менеджмента:

  • Ф. Тэйлор
  • Ф. и Л. Гилберт
  • Г. Гантт.


Тэйлоризм – это классический вариант школы научного менеджмента. Он основывается на 4 принципах: научное исследование трудовой деятельности, отбор рабочих по научным критериям, сотрудничество «верхов» и «низов» в процессе внедрения научной организации труда и равномерное распределение прав и обязанностей между работниками и администрацией.


Концепция Ф. и Л. Гилберт направлена на устранение лишних движений во время физического труда, введение системы поощрений для рабочих, а также «управление кадрами» – т.е. подбор, обучение и расстановку работников.


Г. Гантт отмечал, что эффективность организации в первую очередь зависит от эффективности труда рабочих, поэтому вся система научного управления должна строиться вокруг них. Также он выступал за стимулирование человеческих усилий через развитую систему поощрений.


Про Школу научного менеджмента кратко

Школа научного управления в менеджменте пытается решить задачу повышения эффективности работы организации через внедрение научного подхода. "Человек должен работать как машина". Согласно принципам школы научного менеджмента, работа должна строиться на жесткой иерархии, разграничении прав и обязанностей работников и администрации, введении рациональной организации труда.

 

C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект