Главная ›  › Школа бизнеса. Кейс: миллион на Бумстартере

Школа бизнеса. Кейс: миллион на Бумстартере

 
Известный российский предприниматель Олег Бармин собрал с помощью краудфандинга почти миллион российских рублей за 35 дней на издание автобиографической книги «Я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил». Речь идет об истории разорения бизнесмена, в ходе которого он потерял автодилерский бизнес с оборотом в 2,5 млрд. российских рублей. Несмотря на то, что книга была практически полностью выложена в блоге Олега Бармина, спонсорами проекта издания «бумажной» версии на одной из крупнейших российских краудфандинговых площадок стали 412 человек. Представляем кейс проекта из первых уст.
 
Идея
 
 
– Я успешный человек. Но «успешный человек» – не значит богатый. Если б нужно было, например, собрать 50-100 тыс. (здесь и далее суммы указываются в российских рублях)  – это одно, а когда 1 млн. – это все-таки для меня по-прежнему немаленькие деньги. И мне показалось, что краудфандинг – это интересный опыт.
 
Было много показательных примеров. Мне понравилась история, по-моему, на Кикстартере: какой-то парень придумал улей, из которого автоматически вытекает мед, откачивается сам. 
 
С цифрами могу ошибиться, но нужно было собрать, по-моему, где-то 10-20 тыс. долларов, а он собрал 20 миллионов! Можно сразу фабрику открывать! Были и другие проекты, которые мне понравились. Я посмотрел и решил попробовать.
 
Подготовка проекта
 
– В краудфандинге важна креативность проекта. И отчасти – приземленность, практичность. То есть он должен быть не какой-то там сумасшедшей штукой, вроде адронного коллайдера, а такой вот практичной, понятной, простой и полезной для людей вещью.
 
Очень внимательно подойти к заполнению профиля! Это, наверное, 50% успеха. Я готовил свою страницу два месяца. В работе помогали специалисты Бумстартера. Важны и подбор фотографий, и призывающий текст и их расположение. 
 
Именно специалисты Бумстартера настояли на том, чтобы была инфографика – я о ней совсем не думал. Но люди спрашивают: а зачем столько денег? А тут наглядно: 53% печать, 12% – иллюстрации, 8% – дизайн и т.д. И вот эти картинки оказались одними из самых важных.
 
Видео так и не успели снять, потом уже выложим. Но если бы было видео – было бы еще лучше, потому что ты там эмоции лучше передаешь.
 
Продвижение проекта
 
В первый день я выложил информацию о проекте во все соцсети – в ФБ, ВК, ЖЖ, Инстаграмм. И за 24 часа собрал 200 тысяч. Мне ребята сказали, что перевалить за 20% от назначенной суммы – очень важно психологически.
 
Потом, правда, немого поостыло и пришлось придумывать интересные активности. Например, я выложил один кусочек из книги: как я занимался сексом в автосалоне со своей подругой. Получилось бурное обсуждение и так далее. 
 
И я придумал шуточный лот: за 50 тыс. рублей – безудержный секс с автором книги в одном из отелей в Париже. И кто бы мог подумать? Его выкупила моя бывшая подруга, которую я сто лет не видел! 
 
В тот же вечер, когда я выложил этот лот, у меня на 70 тыс. купили и другие лоты. То есть это привлекло большое внимание. Да, секс еще продает!
 
Выводы
 
– Теперь я рассматриваю краудфандинг как замену кредитованию. Но тут ведь важно то, что ты еще и проверяешь, тестируешь идею. Да, можно взять кредит в банке, начать реализовывать свой проект и в итоге понять, что ничего не пойдет, потому что это никому не интересно. А тут ты говоришь людям: давайте попробуем! И сразу же понимаешь, работает или нет.
 
Также мы смогли понять рынок, понять, каким тиражом выпускать книгу. Все собранные средства я перевожу в издательство, и в январе появится бумажная книга тиражом в 3 тыс. экземпляров.
 
Сбор средств в краудфандинге работает как фокус-группа. Еще один важный момент: я проверял этим, а как люди-то ко мне относятся? Потому что когда в комментах пишут «классно-классно» –  это одно, а когда человек голосует рублем – это совсем другое.
 
Чтобы все пошло успешно, нужно:
  • чтобы люди начали верить в людей, в их идеи; 
  • чтобы люди научились жить не одним днем, а начали думать далеко наперед;
  • чтобы люди поняли, что помогать друг другу ради общего будущего выгодно.