Как научное направление, поведенческая школа менеджмента (второе название: "школа поведенческих наук в менеджменте") стала своего рода продолжением школы "человеческих отношений" в 50-ые годы ХХ века.
Появление поведенческой школы менеджмента было обусловлено в первую очередь развитием нового направления изучения человека на рабочем месте.
Что изучает поведенческая школа менеджмента
Школа поведенческих наук в менеджменте изучает регулирование межличностных отношений работников и, соответственно, призвана решать следующие задачи:
- регулировать межличностные отношения работников;
- повышать степень удовлетворенности работой и производительности труда;
- помогать в осознании собственных возможностей работников;
- изучать степень восприятия власти, которая обуславливается пониманием смысла указания, его соответствия концепции и миссии организации, а также соответствия личным потребностям подчинённого, его ментальным и физическим способностям.
Представители поведенческой школы менеджмента
Начало теории человеческих ресурсов в менеджменте положил Ч. Барнард, опубликовавший в 1938 г. работу «Функции администратора». Наиболее крупными представителями поведенческой школы менеджмента считаются:
- Крис Арджирис
- Ренсис Лайкерт
- Дуглас Мак-Грегор
- Фредерик Герцберг
- Абрахам Маслоу
Особенности теоретических взглядов представителей поведенческой школы менеджмента
Повышение эффективности использования человеческих ресурсов – основа в построении концепции школ поведенческих наук.
Особенность теоретических взглядов представителей поведенческой школы менеджмента – в понимании управления снизу вверх, от эффективности работника – к эффективности организации.
Например, широко известна пирамида потребностей Маслоу, которая показывает расположение (иерархию) человеческих потребностей, и главное – их движение от базовых к производным. Идея Маслоу, если обобщать, звучит примерно так: голод движет человеком, пока он голоден, а после еды хочется посмотреть киношку дома на удобном диване. Ну а после просмотра можешь задуматься и о бренности бытия – смотря что показывали:)
Ф.Херцберг развил эти идеи в своей теории мотивации, утверждая, что содержание работы как раз-таки выступает мотиваторами и увеличивают производительность намного больше, чем внешние факторы, поэтому у работников нужно стимулировать осознанность и интерес к работе.
Дуглас Мак Грегор в своей теории Х и Y пошел еще дальше и просто разделил подходы к управлению на две части: административно-командную ("принуждающе-контролирующую") и самоуправляемую (интегрирующую). И предложил соответствующие подходы в каждой из них.
Про школу поведенческих наук в менеджменте кратко
Если говорить кратко, это направление менеджмента, которое изучает особенности поведения на рабочем месте. Его представители считают, что эффективность рабочего процесса можно улучшать, изучая именно поведение работников, а не их сознание (чем занимаются классические психологи). Таким образом, предполагается, что повысить эффективность работы компании можно за счет оптимизации стимулов для работников и внедрению правильных мотивационных рычагов, приводящих к нужному поведению.
C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект