Главная › Бизнес-справочник › Формы общественной организации производства

Формы общественной организации производства

К формам общественной организации производства относятся:

  • концентрация
  • специализация
  • кооперирование
  • комбинирование.

 

Концентрация производства

 

Концентрация производства – это процесс сосредоточения производства продукции на крупных предприятиях.

 

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают

  • агрегатную
  • технологическую
  • заводскую
  • и организационно-хозяйственную формы концентрации.

 

Агрегатная – это исходная форма концентрации. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования. При этом доля продукции, выработанной на более мощном оборудовании, возрастает.

 

Технологическая специализация – представляет собой укрупнение цехов предприятий как за счет агрегатной концентрации, так и за счет увеличения количества единиц однотипного оборудования.

 

Например, для предприятий связи, как и для предприятий промышленности, характерны такие формы концентрации. Постоянный рост потребностей в услугах связи вызывает необходимость внедрять в производство каналообразующее оборудование с большой пропускной способностью, мощные волоконно-оптические кабели, электронно-вычислительную технику с большим объемом памяти, аппаратуру радиосвязи, позволяющую использовать неограниченные радиочастотные ресурсы. Такое оборудование – дорогостоящее, однако экономично в эксплуатации, компактно, а самое главное, позволяет предоставить современные и разнообразные услуги связи огромному числу абонентов.

 

Увеличение мощности средств связи уменьшает стоимость передачи единицы информации через единицу пространства, так как в условиях коллективного пользования систем передачи и систем коммутации значительно повышается коэффициент их использования, возрастает отдача с каждого рубля вложенного капитала.

 

Заводская концентрация – это наиболее сложная по своему характеру концентрация. Это процесс укрупнения предприятий. Крупным предприятиям легче организовать производственный процесс, осуществить комплексную механизацию и автоматизацию, приобрести дорогостоящее оборудование. Продукция, произведенная на крупных предприятиях, дешевле из-за более низкой себестоимости, что позволяет извлекать дополнительную прибыль. Таким предприятиям легче выжить на рынке. Поэтому укрупнение – объективный процесс, к которому предприятия стремятся.

 

На примере той же отрасли связи можно увидеть и укрупнение предприятий. Так, в областных центрах Республики Беларусь вместо специализированных предприятий (МТС, ГТС, телеграф) созданы объединенные предприятия “Облтелеком”, средства теле и радиовещания объединены в радиотелевизионный передающий центр. Это объясняется еще и тем, что современная аппаратура  становится универсальной, технологические процессы постепенно интегрируются.

 

Организационно-хозяйственная концентрация проявляется в создании производственных и научно-производственных объединений, концернов, ассоциаций, консорциумов и др. Они создаются для совместного решения определенных задач.

 

При этом предприятия, входящие в состав объединений, сохраняют самостоятельность и права юридического лица. В объединениях централизованы многие функции производственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой и внешне-экономической деятельности.

 

В той же отрасли связи Министерство связи и информатизации является, по сути, научно-производственным объединением. В составе Министерства связи и информатизации объединения «Белтелеком» и «Белпочта» созданы для обеспечения единства научно-технической политики в отрасли связи, соблюдения единых стандартов технической эксплуатации средств связи, создания централизованных источников финансирования капитальных вложений в развитие связи, осуществления единой ценовой политики и т. д.

 

Минусы концентрации производства

 

Наряду с положительными результатами концентрация производства имеет и негативные последствия – ведет к монополизации рынка.

 

  • Под монополизацией понимается захват преобладающей доли рынка одним или группой предприятий. Она способствует искусственно создаваемому дефициту и, в конечном итоге, приводит к застою в развитии производства, позволяет монополистам диктовать свою волю на рынке.

 

Так, те же предприятия связи, входящие в состав Министерства связи и информатизации, являются естественными монополиями на рынке услуг связи Республики Беларусь. Они предоставляют подавляющую долю услуг связи, а на территориях небольших городов, многочисленных сел являются единственными представителями этой отрасли.

 

Стремление предприятий к монополизму подрывает основу рыночной экономики – конкуренцию.

 

  • Под конкуренцией понимается состязание, соревнование хозяйствующих субъектов за лучшие условия на рынке.

 

Как регулируются монополии

 

Если монополисты диктуют свои условия и цены, не стремятся повышать качество продукции, то конкуренты, наоборот, стимулируют производство и качество тех товаров, которые требуются потребителю. Поэтому любое государство с рыночной экономикой поддерживает конкуренцию и контролирует монополистическую деятельность специальным антимонопольным законодательством.

 

В Республике Беларусь действует Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции".

 

Монополистом считается предприятие, занимающее 35% и более товарного рынка. Предприятия-монополисты включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Деятельность таких предприятий подлежит контролю.

 

  1. Запрещены их действия, ограничивающие конкуренцию или реализацию законных интересов других предприятий. К таким действиям относятся: ограничение либо прекращение производства продукции для создания дефицита на рынке; необоснованное повышение цен; принудительные условия договора, которые ставят партнеров в неравные условия.
  2. Особый контроль со стороны правительства осуществляется над ценообразованием. Цены на продукцию монополистов являются регулируемыми, устанавливается предельная норма прибыли в таких ценах.
  3. В работе монополистов должна соблюдаться гласность: информация о структуре предприятия, финансовом положении должна быть общедоступна.
  4. В целях поддержания конкуренции государство может принять решение о принудительном (в судебном порядке) разукрупнении предприятий-монополистов, когда на базе одного крупного создаются несколько более мелких предприятий.
  5. При обнаружении тайного сговора производителей-конкурентов возможно судебное преследование предприятий, создавших тайный сговор, с большими штрафами, а то и принудительное прекращение их деятельности.

 

В антимонопольной политике используется искусственное создание конкуренции, то есть образование предприятий-конкурентов при финансовой поддержке правительства.

 

Проблемы монополизма в Беларуси

 

В результате многолетней административно-управленческой экономики, предшествующей рыночной, в Беларуси было создано исключительно высокомонополизированное производство.

 

Отраслевые государственные министерства, ведомства, концерны являются зачастую единственными производителями соответствующей продукции. Они, не имея отечественных и внешних конкурентов долгие годы, не стремились обновлять продукцию и повышать ее качество, диктовали цены. В связи с этим одним из направлений демонополизации рынка является преобразование предприятий государственной формы собственности в другие организационно-правовые формы.

 

Специализация производства

 

Второй формой общественной организации производства является специализация. Специализация производства – это сосредоточение выпуска однородной продукции на предприятии и в его производственных подразделениях.

 

Различают следующие виды специализации

  • технологическую
  • предметную
  • и подетальную специализации.

 

Технологическая специализация означает обособление предприятий, цехов, участков на выполнении определенных операций или стадий производственного процесса.

 

Предметная специализация предполагает производство предприятием или подразделением определенных видов готовой продукции.

 

Подетальная специализация является разновидностью предметной и основана на производстве отдельных деталей и частей готовой продукции.

 

В практике деятельности промышленных предприятий часто имеет место сочетание всех форм специализации: заготовительные цехи построены по технологической специализации, обрабатывающие – по подетальной, сборочные – по предметной.

 

Производственный процесс в упоминаемых выше предприятиях связи так же построен по принципу специализации. Технологическая специализация проявляется в том, что в передаче любой информации участвуют несколько производственных подразделений, а то и предприятий связи: на исходящем, входящем и транзитном этапах передачи сообщения. Каждое предприятие, подразделение специализируется на выполнении своей части технологической цепочки. Без такой технологической специализации передача информации от абонента к абоненту становится невозможной.

 

Предметная специализация предприятий связи заключается в том, что многие из них специализируются на предоставлении услуг одного или нескольких однородных видов связи, например, услуг сотовой телефонной, городской и междугородной телефонной связи, почтовой связи.

 

Специализация создает условия для комплексной механизации и автоматизации производства, применения высокопроизводительного оборудования, прогрессивной технологии и тем самым способствует повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

 

Объективным сопутствующим процессом специализации в рыночной экономике является диверсификация производства. Она означает расширение и разнообразие номенклатуры и ассортимента производимой продукции. Это позволяет при достаточно высоком уровне концентрации избегать монополизации рынка, поскольку один и тот же товар, услуга, работа может производиться разными предприятиями. Кроме того, обеспечивается устойчивое финансовое положение предприятия с многопрофильным производством, так как низкорентабельная продукция перекрывается высокорентабельной.

 

Например, ярко выражена диверсификация на предприятиях почтовой связи, так как они, помимо разнообразных почтовых услуг, предоставляют нетрадиционные для связи дополнительные услуги.

 

Кооперирование

 

Кооперирование – это наличие производственных связей предприятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве продукции. В основе кооперирования лежит технологическая форма специализации.

 

При кооперировании технологически специализированные предприятия и их производственные подразделения передают свою «частичку» сообщения из одного цеха в другой, тесно взаимодействуя между собой. Без такой кооперации вообще невозможна передача информации. Более того, предприятия, участвующие в едином производственном процессе, должны строго выполнять единые стандарты, правила передачи, обработки и доставки информации, эксплуатации оборудования.

 

Кооперирование способствует улучшению использования производственных мощностей, так как является результатом специализации производства, обеспечивает повышение производительности труда.

 

  • Специализация и кооперирование производства являются органически взаимосвязанными сторонами процесса общественного разделения труда. Поэтому, чем глубже специализация производства, тем шире его кооперированные связи.

 

Комбинирование

 

Еще одной формой общественной организации производства является комбинирование.

Комбинирование представляет собой сочетание разнородных производств одной или различных отраслей в рамках одного предприятия (комбината).

 

Его основные признаки:

  • объединение разнородных производств
  • их пропорциональность
  • технико-экономическое
  • и производственное единство.

 

Технико-экономическое единство выражается в том, что все разнородные производства соответствуют по качеству, номенклатуре и количеству выпускаемой продукции. Оно обеспечивается во многом централизацией управления комбинатом.

 

Производственное единство заключается в том, что все составные части производственной структуры комбината располагаются, как правило, на одной территории и связаны между собой общими коммуникациями, имеют единое энергетическое хозяйство и общие вспомогательно-обслуживающие хозяйства.

 

Например, в отрасли связи комбинирование проявляется в объединении различных видов связи в рамках одного предприятия связи. Например, УП «Облтелеком» предоставляют услуги городской телефонной связи, сельской телефонной связи, телеграфной связи, междугородной телефонной связи в рамках одного предприятия. Производственные процессы этих видов связи имеют свои особенности, однако на современном этапе наблюдается создание единой технической базы для осуществления разнородных сообщений, поэтому процесс комбинирования набирает силу.

 

Комбинирование обеспечивает, как правило, снижение себестоимости продукции и повышение прибыли предприятия.

 

Читайте подробнее далее – справочник Аспект, другие материалы на эту тему. А также подписывайтесь на нашу рассылку с обновлениями статей и анонсов мероприятий – гарантируем скидки подписчикам!