Главная › Статьи › Организация обучения: взгляд изнутри

Организация обучения: взгляд изнутри

Марина Данцова, руководитель методического отдела SwipeLMS

Вы организовали обучение сотрудников, но новые знания не применяются на практике?

Чтобы найти возможную причину, давайте мысленно отмотаем назад и вспомним, что вы делали на старте: поставили задачу эксперту или провайдеру обучения и начали ждать результатов, заняв клиентскую позицию, или с самого начала включились в процесс (обсудили результаты, способы достижения, вместе продумали, как после тренинга внедрять изменения в поведение), т.е. заняли образовательную позицию.

Что ещё за позиции и как их определить?

Образовательные позиции описывают отношение к учебному процессу и готовность нести ответственность за результаты обучения.

  • Клиентская ⎯ предполагает, что ответственность за результат обучения лежит на его организаторе: тренинговой компании, бизнес-тренере или методисте курса.

Если вы полностью возлагаете ответственность за процесс и результат на провайдера или тренера, как если бы вы пришли в салон или ресторан, это классический пример клиентской позиции.

  • Образовательная ⎯ подразумевает готовность вовлекаться в учебный процесс и вместе с партнёрами по обучению нести ответственность за его результат.

Если вы настроены вести диалог с провайдерами обучения, готовы внести свой вклад (в виде времени, сил и ресурсов) в учебный процесс и разделяете результаты за него, ваша позиция ⎯ образовательная

Какую позицию в обучении сотрудников выбрать?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим плюсы и минусы каждой.

Начнём с самой распространённой «вы профессионал и лучше знаете, как научить» – с клиентской.

Какие у неё преимущества:

  • Экономия времени
    Ещё на старте проекта вы ставите задачу провайдеру, а дальше лишь ждёте результатов.
  • Строгое следование ТЗ
    Вы получаете ровно то обучение, которое запросили. Без дополнительных вопросов. Нужен курс по продажам — получаете курс по продажам, хотите прокачать сотрудников в теме эмоционального интеллекта – получаете тренинг на эту тему.

Таким образом, клиентская позиция помогает быстро организовать предсказуемый формат обучения. И в то же время влечёт за собой ряд недостатков:

  • Расхождения в ожиданиях от обучения
    Например, вы уверены, что для прокачки команды продавцов вам нужно обучение навыкам телефонных переговоров. Но по окончании тренинга резких скачков от «до» к «после» не происходит: сотрудники так и не стали применять новые знания в реальной жизни.

А всё потому что ещё в начале не был продуман план включения новых знаний и нового опыта в реальную работу, потому привычные рабочие алгоритмы не изменились. Провайдер же при изучении запроса предложил бы варианты, как этого избежать. Например, через систему регулярных встреч с экспертом, на которых участники прослушивают и анализируют реальные звонки с клиентами, дают обратную связь и сами практикуют телефонные разговоры с применением изученных техник.

  • Невысокая результативность
    Составить обучение без вашего, как заказчика, участия – означает, что оно будет проведено на далёких от реалий сотрудников примерах. В итоге команда не знает, как применить знания в рабочей плоскости и потому обесценивает обучение («Зачем мне это, если оно не про меня?»).
  • Низкая вовлечённость сотрудников
    Сотрудники менее вовлечены в обучение, если не понимают, зачем оно нужно и как поможет в решении рабочих задач. Из-за этого они вынуждены прикладывать массу морально-волевых усилий для обновления своих знаний. Результат: низкая успеваемость, мотивация и посещаемость.

Теперь рассмотрим образовательную позицию.

Её плюсы:

  • Создание кастомизированного образовательного продукта
    Мы вместе идём к вашей цели, потому нам важно знать больше о вашей команде, её опыте обучения, внутренних процессах и алгоритмах. Такое погружение позволяет создать продукт, который помогает закрыть «болевые точки» сотрудников и максимально приближен к их реалиям.
  • Повышение ценности обучения
    Вовлечённость со стороны заказчика повышает значимость обучения и в глазах сотрудников. Обучение перестаёт восприниматься как директива «сверху». Подобная практика в дальнейшем стимулирует внутри компании культуру учиться.
  • Активный перенос на практику
    Ваша включённость в процесс демонстрирует сотрудникам, что предлагаемые на обучении методы могут применяться для решения рабочих задач. Это стимулирует применять эти подходы на практике.

Несмотря на все преимущества образовательной позиции, есть в ней и ряд минусов:

  • Ресурсозатратность
    Заказчик — эксперт по своему продукту. И если хочется, чтобы обучение по максимуму соответствовало специфике компании, сначала нужно будет погрузить команду по обучению в тонкости процессов и продуктов. Это займёт немало времени и сил.
  • Чрезмерное погружение в продукт
    Стремление довести учебный продукт до идеала может привести к бесконечному числу правок из-за желания его «улучшить». И тогда шансы постоянного переноса старта обучения увеличиваются в геометрической прогресси

Реализовав десятки учебных проектов, мне встречались заказчики как с клиентской, так и с образовательной позицией при организации обучения: к каждому удавалось найти подход и организовать качественное обучение. И в то же время с уверенностью могу отметить, что максимальный результат был в тех случаях, где клиент занимал образовательную позицию и активно включался в организацию учебного процесса.

Что мы делаем, чтобы этого достичь в наших проектах?

Вот несколько пунктов, которые мы прорабатываем с клиентом:

  • нюансы запроса (почему возникла потребность, что предпринималось ранее для решения проблемы и почему это не сработало, какой уровень подготовки и мотивации учиться у сотрудников, что должны знать и уметь участники после обучения и пр)
  • кто со стороны заказчика будет курировать процесс обучения
  • как будет выглядеть подготовка к обучению: сбор информации, анкетирование, изучение внутренних документов, бизнес-процессов и т.д.
  • какие экспертные ресурсы со стороны заказчика нужны, чтобы создать обучение
  • как будет строиться взаимодействие в процессе самого обучения и подготовки к нему (в каких каналах, сколько времени может занять и пр.)
  • какая учебная траектория поможет закрыть потребность заказчика наилучшим образом
  • как будем поддерживать ритм обучения и пр.

Такая предстартовая подготовка помогает сделать из заказчика полноценного члена команды обучения в образовательной позиции: когда мы вместе обсуждаем предстоящий проект, определяем учебные задачи, формулируем условия и варианты их решения, чтобы на выходе получить качественный учебный продукт.

Источник: btools.by

Компания: BusinessTools