Главная › Статьи › Обучение персонала на деловых играх

Обучение персонала на деловых играх

 
Деловые игры выступают в качестве рационального метода обучения персонала. Он имеет явные преимущества по сравнению с другими методиками получения практических навыков. В современном менеджменте данный подход используется все чаще, и руководителям российских организаций уже давно пора перенять успешный зарубежный опыт проведения обучающих мероприятий в виде конкурсов и «мозговых штурмов».
 
Чему можно научить персонал с помощью деловых игр?
 
Деловые игры проводятся с целью получения ценных навыков и знаний. После такого тренинга сотрудники будут качественнее выполнять поставленные задачи и достигать высоких производственных показателей. Данные мероприятия позволяют, помимо прочего, проверить глубину уже имеющегося опыта и узнать, насколько ответственно участники подходят к сглаживанию коллективных споров.
 
Успешный результат проведения деловой игры напрямую зависит от того, насколько грамотно организаторы соотнесут цели игры и используемую обучающую методику. К примеру, если планируется проверить управленческие навыки руководителей структурных подразделений, то им необходимо предоставить возможность осуществить переговоры с возможными клиентами или партнерами по бизнесу. С другой стороны, для анализа способностей рядовых работников в решении трудовых споров, авторы программы должны качественно смоделировать спорную ситуацию.
 
В целом преимуществом деловых игр является их разнообразие и возможность адаптации к любым условиям, будь то сфера продаж, область бухгалтерского учета или любое другое направление деловой деятельности. Важно суметь правильно обрисовать перед участниками задачу и суметь оперативно проанализировать полученный результат.
 
Если обобщить возможные цели проведения игровых мероприятий, то их можно обозначить в список, состоящий из следующих пунктов:
  • развитие у членов коллектива рабочей активности;
  • формирование умения анализа социальной атмосферы, как внутри, так и снаружи организации;
  • развитие творческого мышления участников процесса;
  • умение понять и принять чужую точку зрения;
  • прививание навыков поиска оптимальных решений из множества существующих.
 
Чем быстрее будет найден верный вариант решения существующей проблемы, тем быстрее предприятие выйдет из кризиса и вновь вернется на рынок. Соответственно, каждый член трудового коллектива должен решать свои задачи и положительно влиять на общую атмосферу внутри компании.
 
Примеры деловых игр для персонала
 
В качестве примера деловой игры можно вспомнить технологию проверки знаний своих работников в одной зарубежной компании, специализирующейся на производстве бытовых товаров.
 
Пример игры №1
 
Между двумя участниками проводилась деловая игра, которая была призвана показать, кто из претендентов может оперативно проводить успешные переговоры с потенциальными покупателями. Организаторы поставили перед соперниками основную задачу – уговорить собеседника заключить контракт на крупную оптовую закупку выпускаемой организацией продукции. В итоге справился один из работников, который смог грамотно использовать собственные знания и уговорил потенциального закупщика приобрести продукцию по выгодной для фирмы цене.
 
Второй сотрудник не справился с задачей, так как не смог тщательно обрисовать перед клиентом все преимущества товара. К тому же, необходимо было уговорить его именно на крупный заказ, который смог бы предоставить компании возможность осваивать новые рынки.
 
Данный пример ярко демонстрирует, что в процессе проведения деловых игр руководители организаций могут наглядно оценивать полноту компетентности своих подчиненных в решении определенных вопросов. Конечно, итоговый показатель не может служить достаточной причиной для увольнения. Однако он способен показать, кому из работников можно уже сейчас предоставить возможность занять вышестоящую должность, а кого потребуется отправлять на курсы повышения квалификации.
 
Преимущества деловых игр перед другими методиками обучения персонала
 
Главным неоспоримым преимуществом деловых игр в качестве методики обучения персонала является концентрация усилий на решении по-настоящему важных практических задач. Большинство других методов, чаще всего, предоставляет слушателям обобщенные знания, не позволяющие познать глубину определенного бизнес-направления.
 
Игровая методика содержит в себе момент социального взаимодействия и командной работы, что позволяет быстро достигать поставленного результата. Выслушивая мнения других участников процесса, работники обучаются способности искать общие моменты и решать небольшие споры, выслушивая критику и замечания со стороны организаторов. Игровым ведущим, в свою очередь, следует тщательно следить за тем, чтобы простой спор не перерос в настоящий конфликт из-за несогласованности действий или отказа принимать стороннюю точку зрения.
 
Результаты игровых действий демонстрируют, каков может быть итог принятых решений. Модель ситуации позволяет проверить, как повлияют на итоговую картину те или иные действия, что недопустимо на практике из-за финансовых рисков. Такой подход оказывается более действенным, чем полученные теоретические навыки в учебных заведениях и практический опыт Он не позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон и попробовать различные подходы в решении настоящей проблемы.
 
Но здесь есть и определенная сложность, когда подразумевается моделирование ситуации в тех направлениях бизнеса, где участники должны обладать рядом технически углубленных навыков. Игротехникам потребуется настолько тщательно продумать программу мероприятия, чтобы представить участникам реальную ситуацию, которая не будет отличаться от реальной ни одной мелочью. Такой метод проведения обучающих программ для персонала представляет собой особую ценность, так как позволяет охватить широкий спектр обязанностей, а не одно единственное направление.
 
Как правильно проводить деловые игры для обучения персонала
 

Для того чтобы процесс обучения служащих принес желаемый результат, игротехнику необходимо провести ряд следующих мероприятий:

  • определить основные цели (для чего и для кого проводить игру);
  • предоставить участникам возможность воспользоваться всеми доступными источниками информации (пресса, печатные издания, интернет);
  • распределить между действующими лицами основные роли (кто отвечает за конечное принятие решения).
 
Как правило, деловые мероприятия состоят из двух моделей: игровой и имитационной.
 
Игровая модель представляет собой фактическое описание работы участников игры с имитацией реальной ситуации.
 
Имитационная модель является, непосредственно, отображением самой задачи с проектированием «окружения» (субъекты и объекты, участвующие в формировании внутренних и внешних условий, способствующих развитию смоделированной схемы).
 
Какие можно дать советы будущим игротехникам для создания программы деловой игры?
 
Организаторам данного мероприятия следует помнить, что деловые игры представляют собой трудоемкую процедуру проверки знаний и обучения персонала, которую лучше всего использовать, когда другие методики нерациональны. Оптимальными условиями для проведения таких игр могут служить следующие ситуации:
  • когда требуется получение по-настоящему полезных практических навыков в узкой сфере, без которых трудовые обязанности не выполнить;
  • если работники нуждаются в систематизации и адаптации уже полученных знаний на практике;
  • если служащие испытывают недостаток в социальных умениях и способности качественно проводить переговоры;
  • когда присутствует необходимость развития творческого и коллективного подхода в решении производственных задач.
 
Деловую игру нужно разрабатывать таким образом, чтобы она имела возможность практической реализации на предприятии. Совершенно необоснованно проводить игровые мероприятия, которые не способны дать целевые знания в применяемой области. То есть, если участники стараются разработать оптимальный маршрут распространения товара в то время, когда им необходимо заниматься планированием и организацией производственных помещений.
 
В итоге игротехник должен и сам обладать лидерскими качествами. Он должен пользоваться уважением в коллективе и уметь грамотно поддерживать деловую атмосферу внутри компании. Если организатор не сможет заставить участников серьезно относиться к деловой игре, то и результата от таких действий не будет.
 
Источник: hr-director.ru