Главная › Новости › Светлана Шаповальянц: “Ценность непрерывного обучения выходит на первый план”

Светлана Шаповальянц: “Ценность непрерывного обучения выходит на первый план”

 

Наш мир стремительно меняется, поэтому и обучение не может оставаться на месте: специалисты ищут все более эффективные модели. Что такое обучающие решения нового поколения, какие знания из области нейрофизиологии могут помочь бизнес-тренерам, что изменилось в парадигме ценности образования и профессиональные мероприятия как перекрестное опыление, тренинговому порталу "Аспект" рассказала спикер 2-й конференции "Лига профессионалов: Управлять. Обучать. Вдохновлять" Светлана Шаповальянц.

 

– Светлана, Вы –  профессиональный разработчик обучающих решений нового поколения. Какие это решения и они чем отличаются от предыдущих поколений. Кто над ними работает?

 

– Работая в сфере обучения более 15 лет, в последние годы все более остро ощущается, что привычная модель бизнес-тренингов становится все менее и менее эффективной, так как она не дает возможность воссоздать тот контекст, с которым участники сталкиваются в жизни. В то же время становится все более очевидным, что большинство участников хотят и готовы работать не только на уровне навыков и убеждений, но и на уровне ценностей и своей идентичности, ищут скорее трансформационного опыта, нежели просто знаний, чтобы иметь возможность справляться с теми вызовами, который предлагает современный контекст. Эйнштейн как-то сказал, что «Задачу, которая стоит сегодня, нельзя решить методами, которые были вчера». Отчетливо понимая это, я и мои коллеги создаем обучающие программы руководствуясь методиками на основе нейрофизиологии обучения и созданием чувственного опыта участников программ через спорт, искусство, совместные проекты.

 

– Делает ли кто-то подобные разработки в Беларуси (известно ли Вам что-то об этом)?

 

– К сожалению, мои знания о работе коллег в Белорусии крайне ограничены. Буду рада познакомиться с коллегами на мероприятии!

 

– Светлана, на  мастер-классе “Проектирование эффективной обучающей программы” Вы предлагаете особую модель, повышающую вовлеченность участников обучающих программ уже на ранних этапах. Расскажите об этой модели и каков опыт ее внедрения.

 

– Данная модель основана на особенностях восприятия и переработки информации, нейрофизиологии человека. Модель в целом и ее отдельные элементы применяются более 40 лет в обучении детей и взрослых. Суть заключается в том, что для того, чтобы процесс обучения прошел полный цикл, наш мозг должен пройти определённые этапы. Также, у каждого человека, есть свои собственные предпочтения в стиле обучения. Понимая эти этапы и предпочтения группы, разработчик программы может технично выстроить этапы обучения, так чтобы, наиболее  эффективно используя отведенное время, получить максимальный эффект.   

 

– Нейрофизиология – не слишком ли «глубоко» предлагаете отправиться бизнес-тренерам? Все же это специфическая научная область…

 

– Есть еще одно выражене Эйнштейна: «Если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень-то понимаете».

 

На самом деле, все довольно просто. Так, как скажем, даже начинающий массажист должен быть знаком с основами анатомии, любой уважающий себя тренер и дизайнер программ знаком с циклом обучения колба. Это основы, без которых невозможно качественно работать. К тому же на тему нейрофизиологии сейчас не пишет только ленивый, эта тема актуальна практически во всех областях, например рекламе. На тему нейрофизиологии очень много популярной литературы, написанной очень простым и понятным языком. Взять, к примеру, книгу Дэвида Рока «Мозг: инструкция по применению», которую по праву сейчас считают настольной книгой любого человека, который живет и работает в современном контексте.  

 

– Чем привычные, уже отработанные десятилетиями, а то и больше, методы подачи информации не устраивают?

 

– Мир сильно поменялся и продолжает менятся прямо на глазах, бросая современному человеку много вызовов: скорость изменений нарастает до такой степени, что мы балансируем на уровне хаоса. Также как привычные методы планирования не работают, не работают и привычные методы обучения, потому что уже в классе мы должны воссоздать тот контекст, с которым сталкиваются наши участники в жизни. Также понятия законченного высшего образования больше не существует, и ценность непрерывного обучения выходит на первый план. Поэтому, создавая обучающие программы, мы должны создавать обучающую среду, в которой запускаются механизмы самообучения.  

 

– При каких условиях возможно внедрение этой модели?

 

– Честно говоря, мне сложно представить, при каких условиях внедрение этой модели НЕвозможно.

 

– Светлана, кого приглашаете на свой мастер-класс? Имеет ли значение опыт бизнес-тренера для внедрения подобных решений?

 

Мастер-класс подойдет для всех, кто так или иначе работает в сфере обучения – HR, тренеры, специалисты обучения и развития, неважно насколько мал или обширен их опыт.

 

– Что еще входит в сферу ваших профессиональных интересов? Знаем, вы часто выступаете на конференциях, посвященных фасилитации…

 

– Я верю в «перекрестное опыление». Микеланджело Буонаротти в конце своей жизни на вопрос над чем он работает ответил «Ancora Imparo: я все еще учусь». Непрерывное обучение, профессиональный рост – это одна из  моих главных ценностей и команды Ancora Imparo. Я верю, что делясь знаниями мы приобретаем несравненно больше. Также я верю, в сотрудничество в рамках профессионального сообщества. Так, лучшие проекты, сделанные в последние годы, были сделаны благодаря знаниями, приобретенным от коллег на подобных мероприятиях.

 

– Работали ли в Беларуси раньше и чего лично Вы ждете от конференции «Лига профессионалов: Управлять. Обучать. Вдохновлять»?

 

– Мне доводилось работать с белорусскими коллегами в начале 2000-х годов и я очень ценю их профессионализм и отношение  к делу. Я с нетерпением жду конференции, чтобы ближе узнать коллег по цеху, познакомиться с их работами и наладить связи, которые, я уверена, помогут нам расти вместе.

 

– Спасибо, Светлана! Будем учиться вместе – ждем в Минске на "Лиге профессионалов".