Главная › Статьи › Креативные команды: как создать атмосферу творчества и вдохновения

Креативные команды: как создать атмосферу творчества и вдохновения

Как образ мышления влияет на креативность? В чем отличия изобильного мышления от дефицитарного и почему для реализации своего креативного потенциала важно следовать своим желаниям? Как создать креативную команду, основанную на глубинных ценностях?  Обо всем этом мы поговорили с Леа Веденски, основательницей E.C.T. Center и Wedensky School, израильской исследовательницей в области мышления, психологом, автором нескольких книг.

– Как возникла концепция изобильного мышления?

Это перевод с иврита выражения «хашиват шефа», где «хашива» — это мышление, а «шефа» – слово, которое не имеет аналогов в русском языке, самое близкое ему по значению понятие — это изобилие

Как написано мудрецами Древнего Израиля: «Самый большой свет открывается в самых темных местах, если хочешь его там раскрыть». Так было и со мной. Впервые мыслить в таких категориях я начала в онкологическом отделении рядом с мамой, которая проходила химиотерапию. Реальность, в которой я оказалась в свои 16 лет была ужасающей. 8-9 коек в палате, каждый день кто-то умирает, крики боли, дефицит медикаментов, проблемы с оборудованием. Как многие люди я пыталась от этого закрыться, отвернуться, и в какой-то момент мне стало казаться, что я могу сойти с ума. 

Но однажды я вспомнила, как моя мудрая бабушка говорила: «Бог и мир разворачиваются к нам той стороной, в которую всматриваешься». Я поняла, что даже в этом мраке надо искать свет. И стала всматриваться в реальность. И вот я заметила, как сильно отличаются реакции людей на то, что с ними происходит. Одни срастались со своей болезнью, бесконечно о ней говорили, упивались своим горем. Они распространяли вокруг себя мрак и безысходность, завидовали здоровым, а порой и ненавидели их.  

Другие концентрировались на самых важных человеческих ценностях. Любили, заботились, шутили, обнимали близких, генерировали новые смыслы, говорили о том, что важно уйти достойно. 

И я заметила, что чаще всего этим людям помогало лечение. Их словно побрызгали сначала мертвой, а потом живой водой. 

И тогда я впервые задумалась о том, что выбор всегда за человеком, у него может не быть возможности изменить реальность, но он может выбрать как относиться к происходящему и кем быть в этих обстоятельствах.

Именно тогда со мной произошло первое чудо, которое я сама создала, увидев в окружающей реальности, и в больных людях творческий ресурс. Для меня они стали персонажами моих будущих книг. 

Они рассказывали мне свои потрясающие истории. Ведь именно на смертном одре люди говорят о самом сокровенном  – о моментах подлинной человечности, силе и близости, о любви, о творчестве, о том, где найти силы, чтобы  справиться в самых сложных обстоятельствах. 

Люди, которые ориентировались на глубинные человеческие ценности, чаще выздоравливали, более креативно мыслили. Кто-то занимался рукоделием, кто-то рассказывал истории своим внукам, какая-то женщина начала со своими близкими делать семейный альбом, хотя знала, что ей осталось не больше полугода жизни. 

Впоследствии я нашла подтверждение своим выводам в профессиональной деятельности — творческое самовыражение и метафорическое мышление, помогают управлять своим состоянием, находить внутренние силы и ресурс, лучше понимать других, справляться со стрессом и самыми тяжелыми испытаниями. 

 Жизнь врача, психиатра , и ученого Виктора Франкла, хорошо иллюстрирует этот феномен. Оказавшись в концлагере, он был лишен вообще всего: семьи, профессиональной деятельности, смысла, его жизнь постоянно была под угрозой. Тем не менее он ориентировался на глубинные ценности. Если я врач, мой смысл жизни — помогать людям, и я буду помогать им тем, чем смогу. Франкл был ученым, и он стал делать то, что свойственной людям с ценностями познания — в уникальной ситуации он начал наблюдать за людьми в условиях концлагеря, и систематизировать полученные знания. Мысленно он создавал альтернативную реальность, представлял себе, что стоит на кафедре и читает лекцию студентам о том, что узнал. То есть находясь в низшей точке своей жизненной траектории, он уже отождествил себя со следующим уровнем развития. Именно поэтому он смог пережить этот страшный опыт, сохранить себя и создать уникальный метод “логотерапию” – психотерапию смыслами, которая помогла и продолжает помогать сейчас, пережить трудные времена и сохранить свою цельность и человечность. У каждого человека в подобных ситуациях есть выбор. 

Уже после смерти мамы, переехав в Израиль, я познакомилась с профессором университета Тель Авива, Шуламит Крайтлер. Работая с ней, наблюдая за тем, как люди в Израиле относятся к жизни, за их способностью быть счастливыми, независимо от обстоятельств. Я нашла подтверждение того, что главная ценность, которая позволяет сохранять связь с креативным мышлением и потенциалом к развитию – это сама Жизнь, и как следствие, умение “Лаасот хаим – Делать Жизнь” 

Шуламит познакомила меня с масштабными международными исследованиями, которые подтверждали, насколько сильно качество мышления влияет на психологическое  и физическое состояние человека, а так же его мотивацию. 

Обладая изобильным мышлением, человек ориентируется на глубинные ценности и поиск свежего ресурса. 

И он сосредоточен на том, что в нем «именно так, как надо», а не на том, что с ним «не так». Он сфокусирован на том, что есть, а не на том, чего не хватает для решения задач.

Так поиск ответа на вопрос, как создать технологию перехода из состояния дефицитарного мышления в изобильное, стал главной темой и смыслом моей жизни. 

– Как развить изобильное мышление? 

Для этого нужно осознать, что твое мышление дефицитарное, и захотеть что-то с этим сделать. Шуламит Крайтлер всегда подчеркивает: “Возможности сознания человека не ограничены. Если в его собственной среде, семье, культуре, нет подходящего опыта, идей, моделей поведения, он может позаимствовать их, присвоить”. 

Это ровно то, что сделала сама Шуламит в свое время. Она родилась в 1938 году, до возникновения Израиля, как государства. Вокруг нищета, беженцы из Европы. Ее мама мечтала о сыне, но потеряла первого ребенка и у нее случилось психическое  расстройство. Во время приступов, случавшихся периодически, она не узнавала Шуламит, не идентифицировала ее как дочь, била ее. 

И в свои 4,5 года Шуламит задумалась о том, что с мамой что-то не то. Мамы других детей звали их обедать, а ее — нет. Во время бомбежек, все мамы защищали своих детей, а ее мама — нет. Она подумала: «Мне с мамой не повезло, пойду найду другую маму». Она пошла по соседям, нашла женщину, у которой было пятеро детей и сказала ей: «тетя Ева, будьте моей мамой». В этой семье она стала проводить много времени, учиться любви и заботе. Там она нашла конструктивные модели поведения. 

Еды не хватало, Шуламит спросила: «Почему?». И тетя Ева ответила, что у них мало денег. На вопрос «Что такое деньги?» она дала гениальный ответ: «Когда у тебя есть что-то, что надо людям, они у тебя это берут и дают взамен деньги, а ты покупаешь на них все, что нужно тебе». 

У маленькой Шуламит в наличии было только время. Она стала занимать места в очередях за продуктами, которые в то время были огромными — люди стояли с 4-х утра, чтобы отоварить продовольственные карточки. Они платили девочке за то, что она стояла в очередях, отоваривала карточки и получала продукты. В свои 5 лет она стала зарабатывать больше, чем вся ее семья. В очередях она знакомилась с разными людьми, выучила языки и до сих пор свободно говорит на девяти из них. Она жила в изобильном мире, где было много друзей, денег, семья, а другие жили в мире, где были бомбежки, хаос и нечего есть.  

Если человек говорит: «Я так больше не могу», ему стоит задать себе вопрос: «а как я хочу?». Важно найти фрагменты реальности, которые близки вашим глубинным ценностям. Например, в одной семье вам нравится, как люди решают конфликты, а в другой – как классно вместе отдыхают. 

Тяжелые события, стрессы, лишения – классическая психология ищет объяснения им в прошлом, а мудрость Израиля говорит, что причины этих испытаний в будущем. Так как все события направлены на то, чтобы человек развивался преодолевая трудности и раскрывал свой творческий потенциал и предназначение. 

Как развивать изобильное мышление в командах?

Изобильное мышление возникает, когда команда опирается на глубинные ценности. Ценности невозможно внедрить, их можно навязывать, внушать, но когда мы говорим про глубинные человеческие ценности — это то, что укоренено в личности человека. Надо создать среду, в которой они раскрываются. Важно вводить в работу команды и постоянно использовать правила изобильного мышления. Надо говорить о них на совещаниях, во время любого обсуждения.

Глубинные ценности легко доносить до людей, рассказывая сильные истории. Это какие-то очень важные ключевые сюжеты из жизни, где на примере героев, человек рассказывает, как ценности, которые ему важны, реализуются на практике. Это могут быть истории о нем самом, о его близких, о людях, которых он знал. Это должны быть реальные истории. Они могут в том числе рассказать о том, как нельзя поступать и к чему это приводит. Рассказывая свои сильные истории и слушая истории коллег, люди начинают друг друга лучше понимать, узнают, что важно для каждого их них. В каждом коллективе обнаруживается две-три истории, которые близки всем. В каждом коллективе, как в большом, так и в маленьком, есть три-четыре ценности, которые объединяют всех. Например, любовь, забота, единство, ответственность. Когда человек «проживает» ответственность или единство вместе с героями истории, он понимает, о чем идет речь, какие смыслы в это понятие  заложены. 

Истории ложатся в основу структуры ценностей, из них извлекается так называемый этический кодекс команды. Это не тот кодекс, который спустил кто-то сверху, а тот, что по-настоящему важен для этих людей. Возникает вид единства, основанный на глубинных ценностях и креативный потенциал начинает раскрываться. Создается среда, в которой человек чувствует, что он свои ценности может реализовывать в профессиональной деятельности, он начинает  испытывать  глубокое чувство принадлежности. 

Когда отношения в команде основаны на глубинных ценностях, возникает эффект самоуправления. В последнее время стало трендом то, что креативные команды обходятся без явных лидеров. Но в жестко вертикальных системах это не работает. Если человек не ощущает силы и важности своего голоса, возможности внести свой креативный вклад в работу команды, эффект “изобильного мышления” не проявляется. 

Как создавать творцов?

Важна культурная традиция. Например, традиции иудеев. Например, даже когда римляне жгли Иерусалим и рекой текла кровь, евреи сидели по подвалам и учили Тору. Учить священное писание –  это значит развивать мифологическое мышление, изучать поведение героев в самых разных ситуациях. Почему это важно? Потому что вы получаете в свое распоряжение множество моделей поведения, которые вы изучили, и оказавшись в трудной ситуации можете воспользоваться этими ролевыми моделями. Смотрите вместе фильмы, читайте вместе книги, делитесь сильными историями. Это поможет выйти из туннельного мышления, возникающего в стрессе, объединиться и найти креативное решение даже в самой тяжелой ситуации. 

Среда, которая создает гениев, вся пронизана мифологией, укоренена лучшими традициями и это не мертвые корни, а живые. Нет одной преобладающей точки зрения, которую мы без конца транслируем, а есть понимание, что на одно и то же явление можно смотреть под разными углами зрения. 

Например, существует миллионы комментариев Торы, и все они правильные. 

Еще важно, что в этих историях ничего не выхолощено. Например, если вы читаете про царя Давида, то видите, что это так себе персонаж – соблазнял женщин, отправил на верную смерть военного, который был ему предан всей душой. Никто не говорит, что он был идеальным, мы рассуждаем почему так получилось, что к этому привело, и это никому не мешает молиться по его псалмам. Это про интерес к жизни – разнообразный, с изобилием мнений, взглядов, векторов. 

И очень важна среда, в которой есть поддержка. До сих пор помню эпизод, который меня потряс. Бен Цион Давид, глава старинного семейного израильского бизнеса, пригласил меня на семейное торжество по случаю бармицвы его племянника (ритуал, во время которого мальчик становится мужчиной). 

Был поздний вечер, лужайка, все гости в белой одежде, много детей, все друг друга целуют, обнимают, море людей и море любви. 

В какой-то момент дядя мальчика начал речь, обняв за плечи виновника торжества, он вдруг резко  развернул его спиной к гостям. Я стояла напротив и видела то, что и мальчик  – освещенная фонарями дорожка, уходящая в темноту. Метафора движения в неизвестность.

Пока мальчик изумленно всматривался в этот образ, дядя сказал ему, что он стал мужчиной, впереди его ждут испытания, и никто не знает, что ждет его впереди. 

«Но что бы с тобой не происходило, где бы ты ни был, мы всегда будем за твоей спиной, даже когда ты нас не видишь, точно так же, как и сейчас». 

Мальчик стоял и смотрел в темноту, а в это время у него за спиной громко зазвучал целых хор голосов «Мы тебя любим!». И волна любви, накрыла юношу, и разлилась в пространстве…

Бен Цион подошел ко мне и сказал: «В такие моменты, как никогда, чувствуешь тыл за спиной, ты словно дерево, у которого глубокие корни, и ты крепко стоишь на своей основе, и ощущаешь свои ветви-ценности, стремящиеся к небу, и можешь питаться плодами мудрости, а твой личностный стержень, как становится мощным и устойчивым, как ствол дерева».

Слушая его, я подумала, какая это прекрасная метафора – Древо жизни.

Кто-то может сказать: «Но у меня такого не было, все мои корни обрубили». 

Да, так бывает, я могу то же самое сказать о себе. 

Но на это коренной израильтянин сразу спросил бы у вас: «А что вам мешает прямо сейчас начать сажать новый сад? Создавать свои собственные корни, рассказывая своим детям о себе? Кто мешает вам передавать свои ценности через сильные истории, или осознавать, что происходит прямо сейчас? 

Что мешает вам делать достойные дела, создавать семейный альбом, и надежный и любящий тыл за спиной?»

То же самое и в компании – создавайте сильные истории, выделяйте сотрудников, которые показали себя наилучшим человеческим и профессиональным образом, рассказывайте об их сильных поступках. Пусть эти истории и плоды совместного творчества живут в вашей корпоративной среде. 

И когда люди, которые придут работать в компанию, прочитают и узнают об этом, они почувствуют принадлежность к достойной уважения культуре, где каждый может раскрыть свой творческий и личностный потенциал. 

Если атмосфера в компании будет пропитана человеческими глубинными и ценностями и творческим самовыражением, это станет такой прочной структурой, которую просто так невозможно выкорчевать…