Главная › Бизнес-справочник › Классическая школа менеджмента

Классическая школа менеджмента

Классическая школа менеджмента (она же – административная) пришла на смену школе научного управления в 1920-е годы. В это же время начался поиск универсальных принципов, которые помогут привести к успеху любую организацию. Отличием концепции классической школы менеджмента было то, что в ней попытались одновременно учесть рациональные закономерности и человеческий фактор.

 

Основоположники классической школы менеджмента

 

Возникновение административной классической школы менеджмента связывают с именем Анри Файоля.  Он был главой горнодобывающий компанией практически треть века и за это время на практике изучил многие принципы,  по которым работает организация. На основе его опыта и была построена теория данной школы управления.

 

Основные представители классической школы менеджмента

 

Кроме А. Файоля, сторонниками и основными представителями классической школы менеджмента стали Л. Урвик, М. Вебер, Г.Черч, Д. Муни.

 

Несмотря на схожесть взглядов, их подходы к менеджменту несколько различались.

 

Например, Л. Урвик наиболее глубоко изучил роль администрации в работе организации. По его мнению, основными административными задачами являются планирование, наем работников, координирование, составление отчетности и распределение бюджета.

 

М. Вебер пытался создать «идеальные» правила управления организацией, а также выделил несколько типов характера власти:

  • харизматический;
  • традиционный;
  • бюрократический.


Теория менеджмента классической школы

 

Основные положения в теорию менеджмента классической школы заложил А. Файоль. Он создал универсальные принципы управления организацией, которые условно можно разделить на 3 группы: структурные, процессуальные и результативные.

 

При этом А. Файоль не настаивал на бездумном их исполнении и утверждал, что руководитель должен обладать гибким умом. Остановимся на этих группах принципов более подробно.

Структурные принципы теории менеджмента классической школы описывают непосредственную организацию работы, иерархию компании. К ним относятся:

  • разделение труда
  • централизация
  • единоначалие
  • иерархия («цепь начальников»)
  • баланс между полномочиями и ответственностью.


Процессуальные принципы в первую очередь касаются коллектива во время работы. Среди них есть следующие правила:

  •  дисциплина
  • справедливое вознаграждение
  • лояльность коллектива
  • корпоративный дух
  • преобладание общественных интересов над личными.


Результативные принципы описывают идеал, к достижению которого направлена работа организации. К ним относятся:

  • порядок во всем
  • постоянный штат сотрудников
  • инициатива работников.


Стоит отметить, что многие из этих принципов актуальны и сегодня. Они используются в современных концепциях менеджмента.

 

Про классическую школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то классическая школа менеджмента (также известная как административная школа менеджмента) хронологически возникла второй после научной школы управления. Ее основатель, А. Файоль, пытался выработать универсальные закономерности, используя которые можно было бы повысить эффективность любой организации. Все принципы он разделил на три группы: структурные, процессуальные и результативные. Основными представителями классической школы менеджмента считаются Л. Урвик, Г. Черч, М. Вебер, Д. Муни.