Главная › Статьи › Как руководителю встроить MBA в свой график и не сгореть

Как руководителю встроить MBA в свой график и не сгореть

Обучение на программах МВА и Executive МВА похоже на марафонский забег: за полтора-два года участникам надо посвятить учебе 1,8 тыс. часов. Таков средний объем нагрузки на таких программах. Как соотнести эту цифру с основной работой и семьей? Как распределить нагрузку, чтобы не сойти с дистанции?

Рассказывает Анна Кучина, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ).

Тысяча восемьсот часов – это требование международной ассоциации АМВА, аккредитующией бизнес школы по программам МВА. Сюда входит не только время взаимодействия преподавателя с аудиторией (контактными должно быть не менее 500 часов), но групповая и индивидуальная работа: чтение литературы, рефлексия, выполнение домашних заданий, работа над проектами. Такое фундаментальное образование как МВА не взять наскоком, только планомерной подготовкой. Но руководители – это чаще всего люди, которые любят вызовы и сложную игру в долгую, к которой нужно подходить системно.

Контактные часы

Бизнес-школы выстраивают программы таким образом, чтобы взрослый человек мог совмещать обучение с основной работой и семьей. Обучение – модульное, занятия проходят блоками раз в месяц. К примеру, мы объединяем в блоки по 4 учебных дня со среды по субботу, чтобы сохранить хотя бы один выходной, и, с другой стороны, минимизировать отрыв от работы. Занятия идут с 9 утра до 7 вечера. На эти дни слушатель полностью погружается в учебный процесс. Находиться на лекции и параллельно на ноутбуке делать что-то по работе не получится. Формат предполагает активное вовлечение: обсуждения, решение кейсов и деловые игры.

Конечно, бывают обстоятельства, которые невозможно предугадать. В такой ситуации проблема решается индивидуально. Для этого есть администратор группы, который курирует ее на протяжении всего обучения. Его можно заранее уведомить о рисках. Мы всегда стремимся действовать в интересах слушателя. С одной стороны, программа предполагает очное обучение, но если обстоятельства складываются так, что посетить занятие невозможно, мы думаем о том, каким образом компенсировать пробел: предоставляем дополнительные материалы или возможность подключиться онлайн. В ВШМ СПбГУ есть гибридные аудитории и разрабатывается методология гибридного обучения, что позволяет подключать к активной работе слушателей где бы они не находились.

Самостоятельная работа

В перерывах между модулями как минимум 10 часов в неделю слушатели учатся самостоятельно. Они могут ежедневно уделять учебе час-полтора или один полный день – например, субботу. Кому-то комфортно заниматься вечером, когда семья засыпает, кому-то в утренние часы – на свежую голову. Кто-то признается, что выкраивает время для этого в течение рабочего дня. Все индивидуально. Те, кто выбирает для себя обучение на программах уровня МВА и ЕМВА, встраивают занятия в свой график точно также, как регулярные физические тренировки.

Бывает, что слушатель не подготовился к занятиям, Но если такая ситуация становится системной, это видит администратор группы, который контролирует сроки сдачи домашних заданий и это повод для индивидуального разговора о том, как мы можем помочь. Если ситуация критичная, но человек готов продолжать обучение на программе, можем рассмотреть вариант переноса дедлайна какого-то задания. С одной стороны, мы действуем в интересах слушателя, с другой – в соответствии с внутренними регламентами СПбГУ для обучающихся. Из группы 20 человек 1-2 могут в итоге не окончить обучение, это до 10 процентов. Это нормальная ситуация для таких длительных и дорогих программ. Как правило это связано с уходом в академический отпуск в связи с какими-то особенными обстоятельствами – сменой работы, рождением ребёнка, переездом.

Академическая мобильность и выездные модули

Во многих бизнес-школах есть программы академической мобильности. Слушатели заранее получают предложение поехать в ту или иную иностранную партнёрскую школу, чтобы пройти определенный курс – для них это бесплатно, – и могут самостоятельно решать, насколько им это интересно и удобно. Такие блоки, как правило, рассчитаны на 3-5 дней занятий.

Помимо академической мобильности на программах бывают обязательные выездные модули. Например, на программе «МВА – Вызовы цифрового мира» образовательная площадка на несколько дней из ВШМ СПбГУ перемещается в кампус Корпоративного университета Сбербанка.

Практика

За период между модулями у руководителей есть возможность на практике применить то, о чем говорилось в аудитории. Встретившись через месяц, слушатели обсуждают с коллегами, что получилось, а что нет. Это может быть что угодно: от внедрения способов мотивации персонала до инициирования новых проектов. Сейчас одна из самых актуальных тем – это цифровая трансформация. Многие наши слушатели приходят на «МВА – Вызовы цифрового мира», чтобы стать лидерами этого процесса в своих компаниях; их работодатель – плацдарм для реализации этих изменений.

Конечно, сразу после первого модуля не многие готовы начать изменения. Надо адаптироваться к нагрузке, на это уходит два-три модуля. После того, как слушатель освоил определенный объем информации, появляется желание ее использовать, есть понимание, как подступиться к той или иной задаче, а потом замерить результат. Пока ты учишься, возвращаясь на учебный модуль и поддерживая контакт с группой, можно получить советы и обратную связь, почему что-то не получилось, что можно попробовать еще. Этот коллективный разум, помощь одногруппников очень ценны и эффективны.

Как подготовиться к учебному марафону?

  • Согласуйте с руководством планы на обучение. Между делом и скрывая от руководства то, что вы учитесь, не получится получить такое комплексное и фундаментальное образование как МВА.
  • Подготовьте семью. Целевая аудитория программ MBA – люди старше 30 лет. Средний возраст учащихся – 35-42 года, у многих из них есть дети, им требуется внимание. Планируя такое длительное обучение, предполагающее самостоятельную работу между модулями, обязательно нужно заручиться согласием и поддержкой семьи.
  • Заложите время на отдых. Обучение – существенная нагрузка. Обязательно оставляйте время на восстановление: это может быть творчество, спорт, выезды на природу.
  • Отдыхайте вместе с одногруппниками. Группы, которые собираются в ВШМ СПбГУ на программы ЕМВА и МВА, – 25-35 слушателей. Человек бежит этот марафон не в одиночку, а в команде, где можно найти единомышленников не только по целям обучения, но для отдыха: организовать совместный культурный поход, выезд с палатками за город или покататься на лыжах и так далее. Бизнес-школы это поощряют и поддерживают.

Нужны ли курсы и репетиторы?

По нашей статистике большинство кандидатов, которые сейчас поступают на программы МВА и ЕМВА, – инженеры, на втором месте экономисты и менеджеры, бывают и математики, и юристы, и врачи, и даже педагоги. Возникает вопрос, нужно ли как-то дополнительно готовиться перед поступлением. Наш ответ – нет. Программа рассчитана на достаточно опытных руководителей, даже если у них не было занятий по менеджменту или экономике в вузе, они уже приобрели определенный опыт на практике и не будут чувствовать себя потерянными. Мы обязательно проводим перед началом учебного года собрание преподавателей и знакомим их с профилем группы. У преподавателей есть понимание, что в группе будет 80% людей с техническим образованием, и на специализированных дисциплинах по экономике и менеджменту нужно дать основу и привести всех к единому знаменателю, чтобы никто не чувствовал себя дискомфортно.

Ошибки при планировании обучения

  • Попытка объять необъятное и совместить существенные перемены в жизни с обучением. Если намечаются переезд, смена работы, открытие бизнеса, появление детей и так далее, нужно с особенным вниманием отнестись и семь раз отмерить, прежде чем принять решение о поступлении на программу МВА. Совмещение работы, семьи, обучения и знаковых перемен в жизни очень тяжело физически и психологически и может даже поставит под угрозу любой из этих аспектов.
  • Не закладывать время на отдых. Попытка из 24 часов в сутках оставить несколько часов на сон, а остальное время посвятить работе и учебе приводит и к накопленной физической усталости, и к эмоциональному выгоранию.
  • Откладывание на последний момент. Обучаясь на программе, слушатели должны проходить промежуточную аттестацию, сдавать зачеты, экзамены, домашнее задание к определенным срокам. Если оставлять на последний момент, как многие из нас это делали в студенчестве, то оказываешься в ситуации, что сил уже не так много, а нагрузка ощутимо выше. В последний момент справиться сложно, лучше понемногу, но регулярно. Очень похоже на рекомендации по поддержанию здорового образа жизни.
  • Отсутствие дисциплины. Главная рекомендация, как встроить учебные часы в свой график и не совершить ошибок – это соблюдать дисциплину: спланировали, не забыли про отдых и придерживаемся этого плана. Если держать в голове ту цель, ради которой затеяно обучение, легче сохранить осознанность, и в момент, когда пора принять решение, уделить ли сегодня ему время – уделить.

Источник: www.mba.su/opinions/kak-rukovoditelyu-vstroit-mba-v-svoj-grafik-i-ne-sgoret/

Компания: БИЗНЕС-ШКОЛА ХXI ВЕК-КОНСАЛТ