Главная › Новости › Исследование. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ

Исследование. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ провели исследование, в котором приняли участие 650 человек — сотрудников и работодателей малых и средних компаний. В работе проанализированы факторы, влияющие на выбор образовательных программ и форматов обучения.

Ключевые тезисы:

  • В современных отраслях экономики обновление компетенций для сохранения конкурентоспособности и наращивания показателей производительности труда становится необходимым каждые 12-18 месяцев.
  • Уровень участия взрослого населения России в возрасте от 25 до 64 лет в дополнительном и формальном образовании в 2019 г. составил всего 25,2%, что более чем в два раза ниже, чем в странах ОЭСР и ЕС.
  • Взрослые обучаются более эффективно, когда получение новых знаний необходимо для решения конкретных проблем или жизненных потребностей. Ощущаемый работниками разрыв между требуемыми и имеющимися у них навыками считается наиболее весомым мотивом для прохождения обучения.
  • Снижение с возрастом интенсивности участия в обучении может объясняться на индивидуальном уровне предстоящим выходом на пенсию, а на организационном — снижением инвестиций работодателя в развитие работников старшего возраста. Затраты на развитие этой группы так же высоки, как и для других возрастных групп, однако выгоды ниже, ибо обновленные компетенции, знания и навыки не будут применяться после определенного времени.
  • Характеристики качества и условий проведения дополнительных образовательных программ определяют их востребованность.

Содержательные характеристики: тематические блоки программы и приобретаемые навыки, общественное и отраслевое признание результатов обучения, трудоустройство выпускников.
Организационные характеристики: удобное расписание обучения и график занятий, участие в программе известных преподавателей, партнеров из реального сектора экономики, бренд образовательной организации, возможность дистанционного прохождения курса и его стоимость.

  • Диплом МВА или высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), более значимы для работодателей при принятии решения о трудоустройстве работников. В то время как наличие удостоверений о профессиональном обучении в государственном техникуме/колледже или негосударственном центре ДПО и ДО, а также свидетельства центра оценки компетенций важнее для работников, нежели работодателей.
  • В получении документов об обучении в вузе больше всего заинтересованы работники, занятые решением нестандартных задач — для них важно приобретение комплексного набора как профессиональных, так и управленческих компетенций. Для остальных респондентов наиболее важными считаются документы, удостоверяющие владение конкретными группами навыков. Данный тип документов обладает значимостью прежде всего для сотрудников, выполняющих широкий спектр несложных трудовых операций. Меньше всего в получении сертификатов о навыках, равно как и документов вуза, заинтересована группа работников, чья деятельность описывается как короткие монотонные операции.
  • Количество денег, которые работники могли бы потратить на получение дополнительного образования, пропорционально их средней месячной заработной плате».

Полностью исследование здесь