Главная › Бизнес-справочник › Хозяйственный учёт. Виды учёта

Хозяйственный учёт. Виды учёта

Жизнь человеческого общества состоит из множества повседневно происходящих событий и фактов, которые могут касаться различных сторон деятельности общества – хозяйственных, политических, социальных, культурных. Человек должен учитывать события и факты, знать состояние окружающей его действительности. Чем больше он будет знать о происходящем вокруг него, тем более правильные решения он будет принимать.

 

Сбор информации о событиях и фактах, происходящих на предприятии, составляет очень важную функцию управленческой деятельности. При получении сведений необходимо ответить на вопросы: что, где, когда и в каком состоянии находится? Можно характеризовать события и факты словами, но получить наибольшую точность можно с помощью цифр.

 

Таким образом, учет – это количественное отражение событий и фактов, используемое для управления обществом на различных организационных уровнях.

 

Из чего состоит процесс учета?

 

Процесс учета состоит из сравнительно самостоятельных этапов или приемов работы:

  • наблюдение
  • измерение
  • регистрация
  • обобщение.

 

Наблюдение – это начало учетного процесса, когда человек, ведущий учет, присутствует и наблюдает объекты учета. В результате наблюдения можно утверждать, что событие произошло, указать его время и место осуществления.

 

Измерение – это этап работы, в результате которого получается количественная характеристика наблюдаемого объекта.

 

Регистрация – при этом производится запись данных на бумаге или с помощью других технических средств – на магнитных дисках, лентах, перфокартах, перфолентах, других носителях информации. Запись необходима, прежде всего, для длительного хранения, многократного использования этих данных, а также для документального подтверждения подлинности событий и фактов.

 

Обобщение – это заключительный этап учета, на котором происходит представление данных в виде, удобном для обозрения и понимания сути событий. Обобщение осуществляется за определенные временные периоды, по подразделениям, территориям или после окончания события. Полученная итоговая информация всегда служит для определенных целей управления: правильного понимания и оценки фактов и событий, их анализа и принятия на этой основе соответствующих управленческих решений.

 

Из чего состоит хозяйственный учет?

 

Хозяйственный учет состоит из трех самостоятельных видов учета, которые неразрывно связаны между собой:

  1. статистический
  2. бухгалтерский
  3. оперативно – технический.

Статистический, бухгалтерский и оперативно-технический виды учета образуют единую систему хозяйственного учета. Это единство заключается в том, что все виды учета являются неотъемлемой составной частью единой системы управления.

 

1. Статистический учет

 

Статистический учет – это вид учета, задачей которого является сбор и обработка информации о любых явлениях, событиях и фактах, происходящих в пределах населенных пунктов, областей, отраслей и в целом в стране.

 

Собирая и обобщая данные о различных сферах деятельности общества, статистика имеет дело с большим числом фактов. Обобщение и обработку этих данных ведут по специальным методикам, основанным на теории вероятности, широко используя при этом вычислительную технику и средства связи для передачи данных.

 

В Республике Беларусь центральным статистическим органом является Министерство статистики и анализа. Во всех областях и районах работают его отделы, информация от которых поступает и обобщается в Министерстве.

 

Данные статистики сообщаются всем заинтересованным государственным органам и публикуются в печати для населения. Статистический учет является общегосударственным видом учета, занимающим высшее место в системе учета. Он широко использует данные других видов учета.

 

Предприятия ведут статистический учет, данные которого обобщаются в статистических отчетностях. В зависимости от отчетного периода различают месячную, квартальную, годовую отчетности. Они предоставляются в вышестоящую организацию, с одной стороны, и в статистический орган по месту нахождения предприятия, с другой.

 

2. Бухгалтерский учет

 

Кроме общегосударственного статистического учета, существует второй, нижестоящий, но не менее важный – бухгалтерский учет. Он действует на уровне предприятий, учреждений, организаций и обеспечивает руководителей информацией о состоянии и работе этих субъектов – о наличии и изменениях в имеющихся средствах, о ходе производства, о закупках сырья и материалов, о продаже продукции, о прибыли и т. п.

 

Свое название система бухгалтерского учета получила от немецких слов "das buch" – книга, "halten" – иметь, держать, вести, то есть вести учет в книгах.

 

Бухгалтерский учет по действующему законодательству должен вестись на всех предприятиях, организациях независимо от форм собственности, подчиненности и сферы деятельности. Его особенностью является то, что все события, факты, объекты, в конечном итоге, должны быть измерены и отражены в стоимостном измерении, то есть иметь денежную оценку.

 

Бухгалтерский учет ведется по строго определенной системе, регистрация хозяйственных операций ведется непрерывно во времени и пространстве. К ведению учета допускаются лица, имеющие специальное экономическое образование. Для ведения учета в дирекции предприятия создается специальный отдел – бухгалтерия, возглавляемый главным бухгалтером.

 

Данные бухгалтерского учета предоставляются в установленные сроки по установленной форме всем заинтересованным лицам: руководителям и службам внутри предприятия, государственным органам управления, кредиторам, инвесторам, учредителям предприятия и др. – в виде бухгалтерской отчетности.

 

Информация, которая содержится в бухгалтерском учете и отчетности, используется также органами статистики, поэтому формы первичных документов при разработке согласуются с Министерством статистики и анализа.

 

3. Оперативно-технический учет

 

Во всех предприятиях, организациях и учреждениях существует и уровень управления внутренними подразделениями: цехами, отделами, бригадами, звеньями, технологическими процессами, операциями и т. п.

 

В целях обеспечения необходимой информацией руководителей этих подразделений внутри предприятий организуется оперативно-технический учет.

 

Свое название этот вид учета получил по основному требованию и назначению информации – быстро (оперативно) дать сведения руководителю о ходе технологических процессов, операций в подразделениях.

 

Какую информацию, когда, по какой форме представить, решает сам руководитель. Он также решает, кому вести этот учет. Ведение такого учета не требует специальной подготовки. Методику сбора и обработки информации определяет главный бухгалтер или другой специалист по учету.

 

Отдельные показатели оперативно-технического учета могут обобщаться по предприятию в целом, по управлению, министерству, ведомству.

 

 

Каждый вид учета широко использует данные других видов:

  • статистический учет – данные бухгалтерского и оперативного,
  • бухгалтерский – данные оперативного учета.

 

Отсюда и вытекает необходимость согласования методологий всех видов учета. В связи с прогрессом в технологиях сбора, обработки, передачи информации на базе компьютеров это единство еще более усиливается, а грань между видами учета постепенно стирается. В недалеком будущем первичная регистрация фактов на предприятии будет в одинаковой мере обслуживать все виды учета, все уровни управления, таким образом, технологически весь учет будет единым процессом.

 

 

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект