Из-за недостатка доверия, в том числе к себе, люди упускают множество возможностей. Понимая это, лучшие бизнес-школы могут формировать у себя экосистемы доверия, которые укрепляют связи между людьми и их уверенность в собственной компетентности. О важности доверия и построения таких экосистем рассуждает соучредитель и директор международной бизнес-школы Matena, доктор экономических наук, профессор Рубен Айрапетян.
Задумывались ли вы, сколько возможностей упускает человечество из-за недостатка взаимного доверия? Это происходит, когда люди, обладающие необходимыми знаниями, бездействуют, сомневаясь в надежности информации или собственной компетентности. Или когда, располагая ценными связями, они избегают сотрудничества, не доверяя партнерам.
Масштаб таких потерь трудно измерить. В будущем искусственный интеллект и другие технологии, вероятно, позволят точнее оценивать упущенную выгоду. Но уже сейчас очевидно: потери от нереализованных возможностей колоссальны.
Потребности как основа прогресса
Человеческие потребности всегда были двигателем технологического прогресса. Стремление к общению породило телефоны и социальные сети. Потребность в продовольствии привела к созданию индустрии массового производства продуктов питания. Необходимость обрабатывать большие массивы данных стимулировала развитие графических процессоров.
Подобно другим базовым потребностям, потребность в доверии открывает возможности для создания экономической ценности. Однако если решения в сфере коммуникации, питания или обработки информации хорошо изучены, то продукт доверия остается в значительной степени абстрактным и малоисследованным. Психологи давно работают с вопросами доверия, помогая решать личные проблемы, но их деятельность не связана с разработкой коммерческих решений — так же, как работа специалистов по психологии общения не имеет отношения к созданию социальных сетей.
Как превратить потребность в доверии в источник ценности? Первый шаг — признать существование этой потребности, о которой многие даже не подозревают. Второй шаг — выявить факторы, способствующие ее удовлетворению. Третий — разработать продукты, которые опираются на эти факторы. Учитывая сложность феномена и множество влияющих на него переменных, речь идет не об отдельных решениях, а о целых «экосистемах доверия».
Экосистемы доверия в образовании
Экосистемы доверия могут принимать разнообразные формы. Яркий пример — атмосфера взаимного доверия, которую создают образовательные учреждения, осознающие ее важность. Помимо основных услуг — курсов и программ, они предлагают доступ к целостной сети надежных профессиональных связей. Учебные заведения разъясняют их ценность, стремясь к тому, чтобы слушатели осознали скрытую потребность в доверии и искали не только образовательную программу, но и «продукт доверия».
Ведущие бизнес-школы могут успешно воплощать этот подход. Совместное обучение и профессиональное развитие, активный обмен идеями, участие в значимых мероприятиях и сообществах выпускников, разделяющих общие ценности, — все это формирует атмосферу взаимного доверия.
Лучшие бизнес-школы способны укреплять не только доверие между людьми, но и «самодоверенность» — уверенность в собственной компетентности. Благоприятная образовательная среда позволяет проверять свои знания и сравнивать их со знаниями других, а также помогает закреплять навыки — а значит, повышает готовность применять их для достижения конкретных результатов.
Этот принцип мы применяем в международной бизнес-школе Matena. Мы называем его ИВА по первым буквам армянских слов «знать, доверять, делать». Практика показывает: участники бизнес-программ, опытные руководители с хорошим образованием, уже обладают обширной экспертизой. Однако между знаниями и действиями у них существует огромный разрыв — пропасть недоверия. Зачастую они не верят в собственные компетенции, сомневаются в их актуальности или правильности выбранного пути.
Поэтому мы занимаемся не только передачей новой информации, но и укреплением веры слушателей в уже накопленный опыт. Это достигается за счет работы с ведущими мировыми экспертами, которая помогает проверять и обновлять имеющиеся знания, и непрерывного обмена практиками с коллегами по группе. Мы повышаем уровень внутренней уверенности настолько, чтобы люди могли трансформировать свои компетенции в конкретные решения. Иными словами, наш истинный продукт — не просто образование: мы производим и предлагаем доверие.
Универсальность подхода
Подобный подход работает и в других областях. Распознавание и грамотное удовлетворение скрытых потребностей — основа создания ценности в любой сфере, от социальной до коммерческой. Возьмем для примера Red Bull: компания поняла, что людям нужен адреналин и приключенческий образ жизни. В результате производитель энергетических напитков создал целую экосистему приключений, включающую в себя команду «Формулы-1», спонсорство экстремальных видов спорта и медиаплатформу.
Человеческие потребности — естественный источник энергии для развития. Можно либо использовать его и создать ценность, либо позволить его потенциалу остаться нереализованным. Подобно реке, которая течет, следуя свей природе, потребности несут в себе скрытую силу. Только человек способен увидеть в этом течении потенциал: он направляет поток через гидротурбину, преобразует механическую энергию в электричество — и создает новую ценность там, где прежде была лишь неиспользованная сила природы.
Источник: forbes.ru