Последние несколько лет мы наблюдаем мощнейшую трансформацию бизнеса. Стремительное распространение технологий и их демократизация, рост ожиданий сотрудников в отношении качества корпоративной культуры, кадровая незащищенность, высокая неопределенность на рынке труда, «реанимация» проектов по развитию кадрового резерва – все это не просто усложняет работу компаний, но и требует от руководства принципиально новых подходов к управлению командами и их развитию.
На сегодняшний день бизнес-игры – это не просто модный инструмент, а одна из эффективных обучающих стратегий, благодаря которой можно безопасно моделировать сложные ситуации, развивать нестандартное мышление, сотрудничество и лидерские качества. Важнейшим элементом такой стратегии становится обязательная рефлексия полученного игрового опыта, помогающая команде и каждому ее участнику личностно расти, сохраняя фокус на бизнес-контексте и бизнес-результатах.
Задача данного исследования – понять, как компании используют бизнес-игры на практике, какие форматы обучения наиболее востребованы, а также что мешает использовать этот инструмент шире. В опросе приняли участие 107 респондентов, представляющих компании из разных отраслей, в том числе консалтинг, наука и образование, ИТ-индустрию и пр.
Исследование проведено Академией бизнеса Б1 в сотрудничестве с компанией GAME & LEARN и будет полезно тем, кто отвечает за обучение, развитие и командную работу: HR-специалистам, методологам, тренерам, руководителям.
«В этом исследовании мы расскажем, как использовать игровые форматы для подготовки лидеров будущего, готовых не только к стандартным управленческим задачам, но и к работе в условиях, где выживают сильнейшие, а побеждают способные к саморазвитию, рефлексии, и непрерывному обучению».
Наталья Сокова
Директор по инновациям и развитию в образовании, Академия бизнеса Б1
ПРИМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-ИГР
Большинство респондентов отмечают, что бизнес-игры уже стали устойчивым инструментом для обучения и развития сотрудников. Игровой формат дает возможность смоделировать рабочие ситуации, близкие к повседневной практике, сохраняя при этом нужную динамику и вовлеченность, особенно там, где обычные тренинги не работают. Он понятен, безопасен и при этом показывает реальные модели поведения. Поэтому сотрудники быстрее и с меньшим сопротивлением включаются в процесс.
Согласно результатам опроса, 46% компаний используют игры для развития лидерства, еще 35% — для подготовки кадрового резерва. Кроме того, 45% используют игры на стратегических сессиях, чтобы моделировать ситуации, находить точки роста и вырабатывать общее видение. Таким образом, компании осознанно применяют игры для работы с будущими руководителями. Через такие форматы проще увидеть, как человек мыслит, взаимодействует с другими, как принимает решения не в теории, а на практике.
Впрочем, в таких направлениях, как адаптация, управление изменениями, оценка и формирование культуры, игры пока применяются реже. Но именно здесь лежит нераскрытый потенциал. Эти процессы часто воспринимаются сотрудниками как сложные и «формальные», а игра может сделать их ближе, понятнее и «живее».
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ БИЗНЕС-ИГРЫ
По данным опроса, в приоритете для многих компаний развитие soft skills, таких как: эффективная коммуникация (76%) и лидерство (66%). Также высокую значимость имеет кросс-функциональное взаимодействие (61%).
«Стоит отметить, что компании существенно реже используют бизнес-игры для развития аналитических и проектных компетенций. В игре можно смоделировать кризисные и переходные периоды, помогая участникам безопасно испытывать на себе последствия разных управленческих решений. Эти результаты указывают на два возможных объяснения: игровые механики традиционно ориентированы на динамику взаимодействия людей, а не на структурированные аналитические задачи; компании не видят очевидных игровых решений для развития аналитических и процессных компетенций».
Альфия Ярмухаметова
Старший консультант Академии бизнеса Б1
С точки зрения продолжительности, почти половина опрошенных (48%) считает, что оптимальный формат деловой игры составляет около 3–4 часов. Такой тайминг позволяет глубоко погрузиться в сценарий, не перегружая участников. Судя по результатам, именно такой промежуток времени обеспечивает наилучший баланс между вовлеченностью, практической пользой и возможностями рабочего графика.
Игры продолжительностью 4–6 часов выбирают реже. Они особенно актуальны, когда важно не просто разобрать кейс, а провести полноценный разбор последствий решений и выстроить стратегию на будущее. Игры на полдня подходят для стратегических сессий, моделирования процессов, командной работы над управленческими задачами. Они помогают прокачать критическое мышление, умение управлять изменениями, анализировать риски и выстраивать взаимодействие между подразделениями.
БАРЬЕРЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ БИЗНЕС-ИГР
Главное препятствие на пути к внедрению бизнес-игр – бюджет. Более половины опрошенных (58%) сталкиваются с нехваткой средств: не хватает денег на покупку готовых решений, разработку собственных сценариев или привлечение внешних фасилитаторов. Даже при высоком интересе к игровым форматам не все компании готовы вкладываться в них. В таких условиях HR- и L&D-специалисты нередко ищут альтернативы: адаптируют уже имеющиеся игры или создают собственные форматы внутри команды.
Время – второй серьезный барьер. Половина респондентов (51%) указывает, что бизнес-игры требуют значительных усилий: нужно время на подготовку, проведение и последующий разбор. И это не только трудозатраты со стороны организаторов: столько же (51%) бизнес-заказчиков просят сократить длительность игр, чтобы сотрудники как можно меньше выпадали из рабочего ритма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты опроса показывают, что взгляды HR и бизнеса на формат игр расходятся. Специалисты по обучению считают, что оптимальная продолжительность составляет 3–4 часа: этого хватает, чтобы участники погрузились в процесс, разобрали сценарии и получили реальные навыки. Так думают 47% респондентов. Однако заказчики все чаще просят сократить тайминг игры (51%) и при этом хотят видеть конкретные и быстрые результаты от такого обучения (69%). Получается, что от игр ждут эффективности, но не дают им необходимого пространства для работы.
Большая часть компаний рассчитывает на то, что игры помогут развить вовлеченность (55%) и прокачать коммуникацию (58%). Между тем эти навыки требуют времени: настоящее включение, доверие, командная динамика не возникают за полчаса. Если игру проводить в рамках минимального тайминга, только чтобы заполнить паузу между встречами, нужного эффекта не получится достичь.
Но если цель не просто развлечь, а реально повлиять на поведение и командные процессы, игра должна быть полноценной – ее не подменить короткой сессией. Компетенции не вырастают в таких условиях, особенно те, которые строятся на взаимодействии и обратной связи. И если бизнес действительно ждет результата, нужно дать для этого подходящее время.
Источник: b1.ru