28 октября состоялась клубная встреча проекта “Практики лидерства” АСПЕКТ EVENTS “Экосистема команды: от лидерской философии к практическим инструментам”. Мероприятие получилось и масштабным (по количеству участников) и глубоким (по содержанию, ведь лидерская философия была изначально заявлена организаторами) и практичным (спикеры делились инструментами, которые помогают им в практике).
Тренинговый портал Аспект всё подробно записал и предлагает конспект встречи.
Открыла мероприятие Елена Бекиш, руководитель АСПЕКТ EVENTS, организатор конференций, она рассказала о проекте “Практики лидерства”, который посвящен обмену опытом в различных современных подходах к руководству и лидерству. Мир бизнеса меняется быстрее, чем когда‑либо. Лидерам приходится вести команды в условиях неопределённости, справляться с выгоранием сотрудников и искать новые источники вовлечtнности. Старые модели управления, основанные на контроле, перестают работать. Сегодня востребован другой подход — лидер как партнер, наставник и источник доверия.
Сергей Саникович, как стратегический руководитель нескольких крупных компаний, поделился своим опытом формирования сильных команд через «мягкую» силу управления по системе Servant Leadership.

Servant Leadership (служащее лидерство) — это стиль, в котором лидер не командует сверху, а создает условия для роста и успеха команды. Его основа — доверие, эмпатия и поддержка. Такой лидер помогает людям раскрывать потенциал, а не просто выполнять задачи.
Ключевые принципы:
- служение и эмпатия
- умение слушать
- развитие людей
- доверие и поддержка
- предвидение и убеждение
- безопасность и стюардство
- фокус на рост и результат
Главная философия проста: успех команды важнее личного успеха лидера.
Результативность такого подхода подтверждают исследования и проекты во всем мире. Так, например, проект Google Aristotle. Изначально было предположение, что успех команды зависит от состава – талантливых участников, сильного менеджера и ресурсов. Но в результате получили удивительное открытие: дело было не в том, кто, а в том, как… Не состав команды, не индивидуальные качества, а атмосфера и нормы взаимодействия в ней, определяют ее успех. И главный фактор эффективности команд — психологическая безопасность. И это доказывают и бизнес-показатели:

Servant Leadership напрямую способствует созданию такой среды, где люди не боятся ошибаться, предлагать идеи и брать на себя инициативу.
Практики, которые работают:
- прозрачная коммуникация и регулярные встречи
- индивидуальные планы развития и поддержка через one-on-one встречи
- культура обратной связи и признания заслуг
- вовлечение сотрудников в принятие решений
- менторство и развитие кадрового резерва
- делегирование задач с возможностями роста
- «одно окно» для идей
- кросс-функциональные и +1/+2 встречи-отчеты
- постановка целей системно
- HR BP – функция «уравнителя»
Уроки лидера переход от «Я» к «Мы»
- умение слушать и собирать вокруг себя профессионалов
- готовность идти в «зону неопределённости»
- последовательность и искренность

С чего начать
Servant Leadership — это путь, а не разовая инициатива. Начать можно с простых вопросов к себе:
- Я готов сместить фокус с контроля на поддержку?
- Я хочу развивать людей, а не управлять ими сверху?
- Я готов делиться властью и радоваться успехам других?
Признаки того, что стиль Servant Leadership вам подходит:
- Стремитесь к устойчивым результатам, а не к быстрой выгоде
- Готовы слушать, а не только говорить
- Получаете удовольствие от поддержки и развития других
- Готовы быть уязвимым и открытым в общении с командой
- Готовы делиться властью и поддерживать инициативу
- Радуетесь успехам каждого члена команды

Servant Leadership — это мягкая сила, которая создаёт сильные команды. Там, где есть доверие, эмпатия и поддержка, рождаются идеи, инновации и устойчивые результаты. Такой стиль лидерства помогает бизнесу не просто выживать в условиях перемен, а уверенно двигаться вперёд.
Юлия Сапожникова, как фасилитатор, — представила методику оценки и формирования психологической безопасности в команде.

Важно понимать, что психологическая безопасность – это НЕ…
- Любезность: всегда друг друга хвалить, поддерживать, «гладить»
Доверие: я могу рассчитывать на человека/команду (моё убеждение)
Снизить планку: чувствовать себя комфортно - Отсутствие конфликтов: всегда со всеми соглашаться

Чтобы разобраться, как чувствует себя команда, можно воспользоваться опросником Э. Эдмондсона.
Выделяют 4 Уровня Психологической безопасности (модель Т.Кларка)
Уровень 1: Безопасность принятия
Уровень 2: Безопасность обучения
Уровень 3: Безопасность вклада в работу
Уровень 4: Безопасность вызова

Юлия поделилась с участниками опросниками и практиками развития психологической безопасности (по модели Т.Кларка), а также приемами и инструментами, которые помогают ей лично в работе фасилитатора на стратегических и командных сессиях.
- Диалоговые круги
- Метод «Вонючая рыба» (Stinky Fish)
- Сторителлинг
- Практики Ненасильственной коммуникации
- Форматы: «Нытинг», «Fuck-up evening», «Что-то у нас не так…»
И раскрыла их особенности на конкретных кейсах.
А закончился мастер-класс Юлии Сапожниковой вопросом для всех участников: “Какую самую большую цену вы платите за то, что ваша команда боится говорить открыто?”
Действительно, задуматься есть над чем. Участники не расходились еще долго, обсуждая, нюансы работы с командами. Как создать подходящую среду для того, чтобы команда могла раскрыться и как результат прийти к отличным бизнес-показателям?
Говорить об этом продолжат на проекте “Практики лидерства”. 11 декабря следующая встреча “Энергия цели: как совместить вовлечение и системный подход для прорывных результатов”, присоединяйтесь!



