Главная › Статьи › Развитие креативного мышления в компании 2021 году: что, зачем и как

Развитие креативного мышления в компании 2021 году: что, зачем и как

Задача каждой бизнес-организации — достичь успеха в изменчивом мире. Креативное мышление — компонент бизнес-мышления, который помогает адаптироваться в условиях неопределенности и отвечать на вызовы изменений.

Креативное мышление помогает нестандартно подходить к решению бизнес-задач и достигать прорывных результатов, создавая инновации для и клиентов, контрастно выделяясь среди конкурентов.

Мы называем стандартными подходами наработанные решения, которые когда-то тоже были креативными. Они работали хорошо, но в какой-то момент стали привычными шаблонами, которые мы не пересматриваем и не обновляем, хотя мир вокруг динамично меняется.

Креативное мышление помогает освежить методы работы, сделать прорыв, получить результат, который мы запланировали, но не можем достичь привычными старыми способами в новом мире.

Клиентам уже не подходят продукты, методы и идеи, которые были актуальны и интересны ещё недавно. Они видят лучшие и часто более дешёвые, качественные, экономичные или эстетичные решения на рынке.

Креативность помогает выделиться контрастно среди конкурентов и сделать продукт более удобным в использовании и привлекательным за счёт экономии.

ПРИМЕР

Сейчас почти вся деятельность человека помещается в мобильный телефон. У нас там навигатор, калькулятор, почта, чаты, возможность работать с документами, смотреть кино. Огромное количество функций на любой вкус.

Раньше для этого требовались разные девайсы. Мы либо пользовались ими отдельно, либо вообще не пользовались из-за сложности, недоступности или стоимости.

Сам смартфон совмещает огромное количество прорывных креативных решений. Одно из них — открытая система, благодаря которой внешние производители контента и продуктов, создают для телефона продукты. Клиенты их покупают в App Store или Google Play.

И таких продуктов огромное количество, если заглянуть в различные сферы деятельности.

Сегодня без креативности практически невозможно быть успешным в бизнесе.

Креативное мышление — программное обеспечение компании и человека

Если посмотреть на креативное мышление как на программное обеспечение, мы увидим, что у него много инструментария.

Есть несистемный креативный поиск решения, который работает по принципу озарения. Здесь наша задача подготовить условия для того, чтобы пришло это самое озарение. Для этого есть эффективные рабочие методы: мозговой штурм, методы латеральногомышления, ментальные карты, метод контрольных вопросов, SCAMPER и другие.

Но есть задачи, в которых такой подход не всегда приводит к оптимальному результату. Тогда мы подключаем системный креативный поиск. Он предполагает разработку и системное применение инструментов для создания комплексного креативногорешения. К методам системного поиска относится ТРИЗ, дизайн-мышление, SIT и другие.

Креативность не равно гениальность.

В широких кругах предполагают, что креативность — озарение, которое присуще людям особого склада ума, интеллекта и мышления. Конечно, этого никто не отрицает. Но, с другой стороны, креативность — свойство мышления и большая серьёзная работа. А результатзависит от того, куда мы целимся и в каком поле находимся.

Креативное мышление можно тренировать, развивая ментальную гибкость («мягкое мышление»,), повышая креативную смелость и осваивая эффективные приемы креативного мышления.

«Мягкое мышление» — способность не зацикливаться на стереотипах, а быстро переключаться.

Также для повышения креативности в деятельности важно осваивать методы латерального мышления.

Концепцию латерального мышления, разработал Эдвард де Боно Суть латерального мышления в том, чтобы для нахождения креативного решения совершить прыжок в сторону от нашего привычного мышления.

Важно отметить: это не постепенный отход от темы, а именно прыжок. И вся креативность в этом подходе происходит от идеи прыжка. Часто это прыжок в неизвестное, где мы не знаем, что получим, но прыгаем только потому, что видим там возможность.

Чем креативный сотрудник отличается от не креативного

Если мы возьмём принципиально важные отличия сотрудника, который не обладает креативным мышлением, от сотрудника, который обладает, разницу видно в том, как они относятся к проблемам.

Некреативный сотрудник пытается не замечать возникающую проблему, если он не может ее решить. Или, если не замечать не получается, он пробует решить ее привычными методами. Или погружается только поверхностно.

Креативный сотрудник глубоко погружается в проблему и стремится решить ее так, чтобы в связи с этим не возникла новая проблема.

Это хорошо было видно на различных примерах реакции на локдаун — кто-то стал ждать, когда все вернется, а кто-то увидел в этом возможность для развития новых направлений и видов деятельности, создав возможности для прорывного развития бизнеса.

Не креативное мышление: что нам удобно сделать в нашей зоне комфорта?

Креативное мышление: давайте посмотрим, что нужно клиенту в данный момент и сделаем это, даже если это выходит за пределы нашего привычного ментального или физического комфорта.

Креативный человек не задает вопрос: «Когда мне будет удобно?». Он спрашивает: «Как нужно для рынка? Благодаря чему мы сделаем нашего клиента счастливым?»

Когда креативный человек ищет решения, он не привлекает только старые методы, чтобы адаптировать их под ситуацию. Он создаёт новое решение. Креативные люди умеют в поисках решений «улететь далеко» от привычной области деятельности.

Кроме этого, креативный человек понимает, как перевести идею в продукт и сделать его востребованным.

Пример из области ресторанного бизнеса

Когда пришла пандемии, правительство выдало указ закрыть рестораны.

Не креативный подход. У нас отличный ресторан. Даже если его закрыли на карантин, мы подождём, пока карантин закончится и все будет хорошо.

Креативный подход. Мы можем создавать инновации. Доставку до дверей клиентов, например. Или давайте формировать подарочные пакеты и открывать сети быстрых кафе.

В этом и проявляется креативность.

Наличие креативного мышление само по себе активирует поик решений, которые ранее не использовались.

Как создать системный креативный поиск в бизнесе

Есть методы, которые направлены на системное креативное решение задачи.

Примеры:

  • ТРИЗ [Теория решения изобретательских задач]
  • АРИЗ [Алгоритм решения изобретательских задач]
  • SIT [Systematic Inventive Thinking / Cистемное изобретательное мышление]
  • Дизайн-мышление…
  • И другие методы которые способствуют системному созданию креативных решений.

По сути, это программное обеспечение, которое внедряется в компании, предлагается для работы людям и превращается в регулярный инструмент поиска креативных решений.

Внедрить в компанию креативные методы можно только при помощи обучения и стимулирования системной осознанной практикой при решении реальных кейсов и задач. Обучение без стимулирования может дать только выборочный эффект.

Креативность — это и навык мышления, и парадигма мышления. Чтобы человек овладел парадигмой мышления, необходимо взаимодействие с тренером и в группе.

Групповой процесс хорошо активирует креативное мышление. Один человек подбрасывает идею, второй подхватывает её и развивает, а третий добавляет свои мысли и рождается креативное решение.

Методы групповой работы очень эффективны, но для эффекта нужна специальная атмосфера.

Инструменты, которые можно использовать в компании для развития креативности:

  • Рабочие группы.
  • Креативные форумы: сотрудники собираются и рассказывают про инновации, которые были сделаны в компании.
  • Обучение с внедрением: провели обучающий модуль, люди получили задание и проекты, которые в результате становятся продуктами.
  • Часы изобретателя: человеку даётся 2-3 часа в неделю, когда он занимается непрофильной деятельностью, создаёт новое. Компания даёт ему для этого ресурсы и помогает создать инновационный продукт.

Есть десятки способов развивать креативность в бизнесе. Всё зависит от целей и ситуации. Главное начать.

Первые шаги для развития креативного мышления в компании

Прежде чем начать развивать креативное мышление в компании, важно определиться, на что оно будет ориентироваться и как закрепляться.

Точки закрепления могу быть на уровне ценностей и культурного кода. Компания должна транслировать сотрудникам, что мы развиваемся, как инновационная компания, приветствуем креативность у сотрудников и готовы в это вкладываться.

Популярные нерабочие варианты:

Простой лозунг «давайте будем креативными» и ему подобные.

Коробочка с надписью «Мы ждём ваших идей».

При таком подходе мы не получим большого количества идей. А если будем просто стимулировать инновации без развития креативности, получим большое количество стандартных идей.

Три этапа для начала развития креативности:

Этап 1. Сформулировать принцип и начать его пропагандировать в компании.

Этап 2. Сформировать методологию креативности на рабочем месте, наработать инструментарий, обучить сотрудников,

Этап 3. Стимулировать применение креативности на рабочем месте.

Обучение эффективно в формате Blended learning, который совмещает в себе аудиторный или диджитал тренинг в связке с Microlearning. В этом формате люди учатся и получают возможность сразу применять знания.

Также важно, чтобы в компании была политика креативности. Если человек создаёт решение, которое имеет ценность, его нужно внедрить. Важно чтобы человек участвовал во внедрении, видел, что оно реализовано и почувствовал результаты этого решения. И компания в этом должна быть заинтересована в первую очередь.

Автор: Леонид Богданов — бизнес-тренер, эксперт по стратегическому развитию организаций, принятию бизнес-решений, развитию креативности, ведению переговоров, управлению сложными коммуникациями, продаже комплексных решений, развитию эмоционального интеллекта, развития управленческих навыков. Эксперт в области VIP-коучинга. Эксперт в области фасилитации.

Редактор: Юрий Гальмаков

Источник: newrealgoal.com.ua