“Никакого смеха во время занятий!” – сказал спикер.
“Почему?” – спросил студент.
“Мы не в цирке”- уже спокойно продолжил выступающий и выключил презентацию.
Студент почесал затылок и ответил: “А вы знаете, смех полезен тем, что вызывает гормоны-нейромедиаторы: серотонин, который формирует позитивный эмоциональный фон, уменьшает чувствительность к отрицательным переживаниям и дофамин, который отвечает за удовольствие от умственной деятельности и “помогает думать”.
Спикер засмеялся*
“Никакого смеха во время занятий!” – поднявшись с места, выкрикнул студент.
Занавес.
Топ-3 вопроса относительно юмора в обучении
На просторах социальных сетей я довольно часто слышу разные вопросы относительно использования юмора в обучении. Некоторые из них, конечно, адресуются и мне.
Прежде чем дать вам полезные рекомендации по использованию юмора в обучении, я бы хотел в качестве предисловия ответить на топ 3 самых популярных вопросов.
#1. Можно ли использовать юмор во всех темах обучения?
Нет.
В некоторых темах обучения, например, в сфере медицины нужно стараться практически не использовать юмор, т.к. это может привести к неверному отношению к теме и, как следствие, отрицательным последствиям на практике.
#2. Юмор – это развлечение, которое отвлекает от темы обучения?
Нет.
Юмор – это инструмент, который можно использовать в образовательных целях. Например, юмор, который напрямую связан с темой обучения. А ещё юмор иногда помогает учащимся в социализиации и познании друг друга (например, в упражнениях на “Icebreakers”).
#3. Нужно ли мне для использования юмора в обучении анализировать целевую аудиторию?
Да.
Без знания целевой аудитории учащихся ваш юмор будет неэффективен и у них будет примерно такое лицо.
Поэтому особое внимание стоит уделить таким характеристикам как: особенности жаргона в профессиональной области, возраст (особенности поколения), ценности, образовательные мотивы и т.д.
Юмор и эффективность обучения
Теперь перечислим несколько причин, по которым юмор действительно увеличивает эффективность в обучении.
- Во-первых, юмор вызывает положительные эмоции, а эмоции оказывают существенное влияние на когнитивные процессы у людей, включая восприятие, внимание, обучение, память, обсуждение и решение проблем (источник: Chai M. Tyng, Hafeez U. Amin, Mohamad N. M. Saad and Aamir S. Malik “The Influences of Emotion on Learning and Memory”).
Это означает, что он помогает в запоминании и усвоении материала. - Во-вторых, юмор используется как инструмент для увеличения поведенческой, эмоциональной и когнитивной вовлеченности в онлайн-обучении. (источник: Fatih Erdoğdu & Ünal Çakıroğlu “The educational power of humor on student engagement in online learning environments”)
Это означает, что при помощи юмора можно вызывать определенного рода активность и стимулировать студентам вкладывать большее количество усилий и времени в обучение. - В-третьих, юмор помогает не только студентам, но и тем, кто проводит обучение.
Это означает, что спикер может при помощи положительных эмоций снимать напряжение, которое возникает у него во время проведения многочисленных вебинаров.
Виды юмора в обучении
На самом деле, мною успешно апробированы несколько видов юмора: профессиональный юмор (например, профессиональная шутка), история из личной жизни (так или иначе связанная с темой обучения) и мемы.
Кстати, интонация, с которой произносятся фразы, мимика, жестикуляция и проч. также могут относится к юмору
Вкратце рассмотрим каждый из трёх видов юмора на примере курса для методистов онлайн-обучения.
Профессиональный юмор
В качестве профессионального юмора можно использовать для целевой аудитории короткие истории, диалоги, либо картинки с надписями.
Например, при обсуждении темы многозадачности методиста можно показать следующую картинку.
Или в теме, посвященной взаимодействию с заказчиком обучения, задать вопрос:
Или рассказать/показать в перерывах между занятиями небольшую шутку:
Истории из личной жизни
В качестве историй из личной жизни можно с юмором выразить своё отношение к теме курса, или подчеркнуть отношение к учебе в целом.
Например, перед началом занятия сказать следующее:
“Мне кажется, что докторскую диссертацию готовят быстрее, чем я готовлюсь к нашим вебинарам”.
Или:
“Сегодня такая солнечная погода и так хочется прогуляться! Скажите, пожалуйста, что вы все выполнили домашнее задание.”
Или (если асинхрон):
Если кто-то нарушил дисциплину, то это тоже можно перевести в юмор вопросом:
“Как вы думаете, я претендую на должность самого терпеливого человека?”
Мемы
В качестве мемов (особенно для поколений Y и Z) можно использовать разных персонажей. Особо популярны мемы, конечно же, в асинхронном обучении.
Приведем несколько примеров всё с тем же курсом для методистов онлайн-обучения.
В тему с MVP.
В тему с анализом целевой аудитории курса.
В тему с заказчиком.
Иначе говоря, вариаций для юмора много.
Главное – соблюдать несколько важных правил:
- Любой вид юмора должен быть связан с темой обучения и иметь только образовательные цели;
- Юмор не должен быть связан с личностью студента и задевать его чувства;
- Количество юмора в курсе обучения должно быть умеренным (не частотным);
- Использовать юмор не всегда уместно (всё зависит от специфики темы обучения);
- Перед выбором вида и тематики юмора нужно обязательно провести анализ целевой аудитории учащихся.
Автор: Михаил Осипов
Источник: тг-канал Digital Learning