Главная › Статьи › RPA в помощь. Как цифровые роботы меняют HR

RPA в помощь. Как цифровые роботы меняют HR

Уволят ли роботы всех людей? Как будет строиться работа в HR завтра? Каким образом HR-специалисту снизить растущую нагрузку и на себя и на других? Цифровизация бизнеса по всему миру продолжается полным ходом. Одним из самых популярных трендов последнего времени является использование в работе блока HR цифровых роботов (RPA).

RPA (Robotic process automation) – использование цифровых или программных роботов (software robots) в автоматизации бизнес-процессов, когда робот заменяет человека в выполнении определенных рутинных механических действий, освобождая его для более важных задач, связывает работу удаленных друг от друга офисов, исключает частые ошибки, связанные с человеческим фактором или помогает ускорить принятие управленческих решений.

Вопрос №1: Уволят ли роботы всех людей?

И это самый простой вопрос для ответа. Нет, конечно. Мы с вами такое точно не застанем. Уровень искусственного интеллекта еще не превосходит людей в выполнении умственных действий.

В своей работе роботы сравнивают те цифры, которые в них заложили, с теми, которые находят. И если чек-лист подтверждает полное соответствие – выполняют заданные их создателями действия. В процессе выполнения своих “обязанностей” такой цифровой сотрудник постоянно самообучается. Но все равно нелинейные интеллектуальные задачи пока лучше выполняет человек.

Что именно могут делать роботы?

Вопрос №2: Как будет строиться работа в HR завтра?

RPA уже используют во многих процессах компаний – финансы, складская логистика, продажи, маркетинг и клиентский сервис, разноплановая отчетность.

Как видно из инфографики, в работе с персоналом RPA подходит для следующих направлений деятельности:

  • Рекрутинг
  • Прием сотрудников на работу
  • Перевод
  • Обработка трудовых документов
  • Обучение сотрудников
  • Аттестация сотрудников
  • Увольнение
  • Управление фондом оплаты труда
  • Прием заявок

Наибольшей популярностью у HR-специалистов пользуются процессы, связанные с документооборотом и рекрутингом.

Как может выглядеть взаимодействие робота и HR-специалиста? Примерно так:

В свободном доступе уже можно найти примеры успешно реализованных кейсов по внедрению RPA в разных компаниях:

Вопрос №3: Как HR-специалисту снизить нагрузку на себя и других?

Итак, как мы уже поняли, бояться RPA не надо :). Людей они не увольняют. Зато снимают с сотрудников немалый объем рутинных задач, освобождая время и энергию на что-то более ценное для них самих и компании в целом. Непрямой эффект – рост добавленной стоимости. Ну и бонусом – повышение дофамина в организме (шутка).

Чтобы максимально эффективно нанять на работу роботов (которые, кстати, вкалывают 24/7/365, не ошибаются и ничего не просят взамен), необходимо сначала определиться с тем, что будем автоматизировать.

1. Проводим анализ текущих бизнес-процессов
2. Разделяем их по категориям “критичные”, “важные”, “общие”
3. Описываем бизнес-процессы в нотациях их описания (BPMN, SIPOC, др)
4. Выбираем те процессы, которые оптимально подходят для автоматизации
5. Отбираем “первые в очереди”, отрабатываем автоматизацию на этих подопытных кроликах
6. Анализируем результаты тестового проекта. Корректируем все, что выявилось в ходе этого теста, автоматизируем все остальные процессы, которые выбрали для этого
7. Наслаждаемся свободой от монотонной рутины, съедающей ваши мозг и энергию каждый день. Переходим на задачи, которыми интересно заниматься.

Автор: Олег Чумаков, Руководитель проектов “Першы БIТ. Минск”
Рост операционной эффективности, RPA, BI