Развитие предпринимательства в Беларуси в течение многих лет было стихийным процессом. Услуги бизнес-образования, появившиеся на рынке практически одновременно с возникновением предпринимательства, поначалу были востребованы лишь небольшой прослойкой отечественных бизнесменов. А в последние годы наблюдается заметный всплеск интереса к бизнес-образованию. Это вполне закономерно: в США, где предпринимательство имеет более давние традиции, обучение руководителей и менеджеров стало неотъемлемой частью деловой культуры.
Зам. директора Бизнес-школы ИПМ Алексей Дунаевский в течение трех недель знакомился с американской культурой бизнес-образования. Своими самыми яркими впечатлениями он поделился с IPM Review.
– Начну с того, что при наличии всеобщего школьного образование в США, высшее образование продолжает оставаться уделом избранных. В Штатах сегодня лишь третья часть выпускников школ поступает в высшие учебные заведения. Правительство стремится к тому, чтобы количество выпускников вузов росло, а образование, которое сейчас стало самым дорогим за всю историю, было более доступным. В то же время Министерство образования США подсчитало, что выпускник четырехгодичной программы вуза за свою трудовую карьеру заработает на 1 миллион долларов больше, чем работник со средним образованием. Так что высокая стоимость обучения рано или поздно компенсируется.
На бизнес-факультетах в США обучают бухгалтерскому делу, предпринимательству, менеджменту и другим необходимым в этой сфере специальностям. Большинство студентов – в возрасте от 18 до 24 лет, хотя в последнее время на бизнес-факультетах учится все больше 30-летних. По окончании они получают диплом BBA – бакалавра бизнес-администрирования. Диплом MBA (магистр бизнес-администрирования) – это вторая ступень, для получения которой нужно иметь не менее 2-3 лет опыта работы в бизнесе.
Вообще, вся система высшего образования в США – это конкуренция: между штатами за рабочую силу и между вузами за учеников. Отсюда – и качество образования, проникновение новых форм обучения, рейтинги, аккредитация в ассоциациях и т.д.
– Очевидно, нашей системе не хватает конкуренции?
– Возможно. Ведь фактически все элементы в нашей системе образования есть – обучающие визиты, стажировки в компаниях и так далее. Но в США это все почему-то лучше работает. Там образование очень практично и привязано к реальной ситуации в экономике. Наши вузы, судя по выпускникам, часто оказываются далеки от практики и перегружают студентов теорией, которая слабо применима в реальном мире.
– Отличаются ли программы бизнес-обучения в США и в Беларуси?
– В принципе, содержание программ во все мире стандартизировано. И важным отличием американской системы можно назвать отношение общества к этому вопросу.
Предпринимательство и возможность завести свое дело являются неким культом для американцев – в положительном смысле слова. И от бизнеса не ждут многомиллионных оборотов и экспорта: предприниматель считается успешным, если он сумел за несколько лет создать хотя бы одно рабочее место. Поэтому большая часть проектов связана с открытием малого бизнеса: кафе, ресторана, мастерской и т.д. И главный посыл такой: заняться бизнесом может каждый.
Почти при каждом вузе есть инкубатор, который помогает начинающим предпринимателям делать первые шаги. Практикуется консалтинг стартапов силами студентов MBA: малый бизнес обращается в университет за помощью, и профессор назначает команду консультантов из числа студентов. Выгоду получают все: бизнес – бесплатный консалтинг, а будущие магистры бизнес-администрирования – опыт решения практических бизнес-задач.
Также существует огромное количество фондов, которые для предпринимателей организуют встречи на 100-200 человек с участием инвесторов и опытных бизнесменов, где молодые бизнесмены презентуют свои проекты и налаживают деловые контакты. Кроме того, стартаперы в США имеют возможность получить бесплатные юридические услуги или помещение для офиса.
Довольно часто поддержка предпринимательства происходит на добровольных началах. Причем речь идет не о гигантских фондах, а о среднего уровня бизнесменах, которые тратят свое время на молодых предпринимателей, помогая им подняться. Общая идея такова: если каждый будет успешен, то и общество в целом будет успешно.
– Какой американский опыт могли бы перенять белорусские бизнесмены?
– Очень многое. Например, в США предпринимательству как отдельной дисциплине можно обучиться на специальных курсах, где дают общие знания о бизнесе, стимулируют креативность и предпринимательское мышление. Разработаны методики и упражнения, которые помогают людям начать думать как предприниматель и генерировать бизнес-идеи. Кстати, Бизнес-школа ИПМ в сотрудничестве с Babson College (номером два среди предпринимательских колледжей в США) планирует перенять этот опыт и представить курсы по развитию предпринимательства в Беларуси. Наши преподаватели будут стажироваться в США, сюда будут приезжать профессора из Babson College, чтобы перенести в Беларусь методики, успешно работающие в США, и сконструировать программу с учетом особенностей нашей страны. При этом мы все – и здесь, и в США – понимаем, что по статистике до 90% бизнесов проваливаются. Но те, кто является настоящим предпринимателем, делают попытку за попыткой, ведь проваленный стартап – это не конец жизни, а лишь повод переосмыслить свои ошибки и начать все заново. И наша задача – научить людей верить в себя, генерировать идеи и начать свое дело.
Бизнес-школа ИПМ благодарит Госдепартамент США, посольство США в Республике Беларусь и Министерство образования Республики Беларусь за организацию поездки.
Василь Дукарка, IPM Review