Цель программы |
Расширение диапазона методов управления и делового взаимодействия
|
Целевая аудитория
|
Топ-менеджеры компаний |
Методы обучения
|
Лекции-семинары, командная и индивидуальная работа с заданиями, психологические тренажеры |
Учебные пособия |
Буклеты, включающие:
а) изложение основных материалов тренинга;
б) словарь терминов и методик;
в) список литературы;
г) тексты и упражнения для саморазвития.
|
Планируемый результат для участников
|
Совершенствование методов недирективного управления и делового взаимодействия |
Планируемый результат для организации
|
Повышение эффективности управления за счет внедрения недирективных методов управления |
Продолжительность тренинга |
24 академических часов, из которых 22 аудиторных часа и 2 часа для домашней работы, с 10:00 до 18:00.
|
Основные темы мастер-класса
«НЕДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ»
1. Концепция недирективного управления
В концепции источников власти Френча и Рейвена выделяются шесть источников власти: референтная, экспертная, информационная, легитимная, власть вознаграждения и власть принуждения.
Референтная власть – это власть примера и общности. Люди подчиняются этой власти, потому что отождествляют себя с носителем этой власти, хотят быть на него похожими, хотят быть вместе с ним.
Экспертная власть – это власть знаний, умения и опыта. Люди подчиняются этой власти, так как хотят выбирать самый эффективный, полезный, надежный путь или способ действий.
Информационная власть – это сила, которая обусловлена доступом к новой ценной информации.
Легитимная власть задается формальной должностью, позицией человека в компании.
Власть вознаграждения обуславливается возможностью предоставить человеку что-то ценное для него, а власть принуждения – возможностью лишить человека чего-либо такого, что он ценит.
Директивное управление использует, прежде всего, легитимную власть, власть принуждения и материального вознаграждения. Недирективное управление использует, прежде всего, референтную, информационную и экспертную власть, а также власть нематериального вознаграждения (признание).
Теоретическим источником недирективного управления является концепция клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса (1902-1987). Карл Роджерс сравнивал личностный рост с ростом дерева.
Если использовать эту метафору, директивное управление обеспечивает скорее «корни» управления, а недирективное – «цветы и плоды».

Без корней не будет ни кроны, ни плодов; однако без кроны система управления превращается в простой ПЕНЬ без надежды на плодоношение.
Для расширения диапазона методов недирективного управления, следовательно, необходимо усовершенствовать способы применения таких видов власти, как референтная, экспертная, информационная и власть нематериального вознаграждения.
2. Методы недирективного управления
К.Роджерс назвал три фактора, благоприятсвующих личностному росту:
- аутентичность (подлинность) фасилитатора , которая пробуждает доверие к нему;
- безусловное принятие человека со всеми его мотивами и индивидуальными особенностями;
- эмпатическое сопереживание.
В недирективном управлении таким благоприятными факторами могут быть:
- аутентичность (подлинность) руководителей, уважение и внимание к людям и их потребностям (референтная власть);
- привлечение людей к соавторству в формировании целей и способов действия (экспертная власть);
- прозрачность информационного обмена (информационная власть);
- дружественная и мотивирующая организационная среда (власть вознаграждения) и др.
Недирективные методы управления способствуют профессиональному росту людей и команд и повышению их эффективности.
Формами недирективного управления могут быть баллинтовские сессии и коучинг.
3. Коучинг
Важно, чтобы в недирективном управлении эксперт умел не только демонстрировать собственные возможности и идеи, но и актуализировать возможности других людей, помогая им развить собственную экспертную власть. Он должен уметь организовать индивидуальный и коллективный разум для создания эффективных программ деятельности. Решению этих задач способствует коучинг – особый метод консультирования, направленный на актуализацию опыта и мобилизацию личностного потенциала доверителя (консультируемого). Коуч использует специальные формы вопросов, перефразирование, обобщение, обратную связь и (иногда) методы интерпретации и заострения противоречий для того, чтобы доверитель сам пришел к формулированию своих целей и определению способов их достижения и смог найти необходимые для этого внутренние и внешние ресурсы.
Практические занятия:
Практикум в применении методов коучинга.
4. Балинтовские сессии
В 1949 году психотерапевты Микаэл и Энит Балинты впервые ввели этот метод в практику своей работы для того, чтобы благодаря структурированному обсуждению проблемы человек увидел новые возможности и ресурсы для ее решения.
Фасилитатор должен уметь организовать эффективный обмен сообщениями и идеями, уметь прояснять интересы и мнения, способствовать обмену опытом и проявлению скрытого индивидуального знания с целью превращения его в общее достояние, т.е. в интеллектуальный капитал организации.
Это особенно важно при решении проблем, которые затрудняется решить один человек, но которые могут быть решены благодаря обмену опытом и информацией с другими коллегами.
Фасилитатор балинтовской сессии способствует такой организации процесса обсуждения проблемы, при которой вопросы доверителю задает не один человек (как в кончине), а все участники обсуждения, но в строгой последовательности. Обратную связь, новые знания и социально-психологическую поддержку доверитель получает также от каждого участника обсуждения.
Практические занятия:
Практикум в проведении Балинтовской сессии.