Главная ›  › Мастер-класс “Коучинг и недирективные методы управления”

Мастер-класс “Коучинг и недирективные методы управления”

 

 

Цель программы  
 
Расширение диапазона методов управления и делового взаимодействия
 

 

Целевая аудитория

 

Топ-менеджеры компаний
 
 
Методы обучения
 
 
 
Лекции-семинары, командная и индивидуальная работа с заданиями, психологические тренажеры
Учебные пособия
Буклеты, включающие: 
а) изложение  основных материалов тренинга; 
б) словарь терминов и методик; 
в) список литературы; 
г) тексты и упражнения для саморазвития.

 

Планируемый результат для участников

 

Совершенствование методов недирективного управления и делового взаимодействия

 

Планируемый результат для организации

 

Повышение эффективности управления за счет внедрения недирективных методов управления  
Продолжительность тренинга

 

24 академических часов, из которых 22 аудиторных часа и 2 часа для домашней работы, с 10:00 до 18:00.
 

 

 

 
 

 

 

Основные темы мастер-класса 

«НЕДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ»
 
1. Концепция недирективного управления
 
В концепции источников власти Френча и Рейвена выделяются шесть источников власти: референтная, экспертная, информационная, легитимная, власть вознаграждения и власть принуждения. 
 
Референтная власть – это власть примера и общности. Люди подчиняются этой власти, потому что отождествляют себя с носителем этой власти, хотят быть на него похожими, хотят быть вместе с ним.
 
Экспертная власть – это власть знаний, умения и опыта. Люди подчиняются этой власти, так как хотят выбирать самый эффективный, полезный, надежный путь или способ действий. 
 
Информационная власть – это сила, которая обусловлена доступом к новой ценной информации. 
Легитимная власть задается формальной должностью, позицией человека в компании. 
 
Власть вознаграждения обуславливается возможностью предоставить человеку что-то ценное для него, а власть принуждения – возможностью лишить человека чего-либо такого, что он ценит. 
 
Директивное управление использует, прежде всего, легитимную власть, власть принуждения и материального вознаграждения. Недирективное управление использует, прежде всего, референтную, информационную и экспертную власть, а также власть нематериального вознаграждения (признание). 
 
Теоретическим источником недирективного управления является концепция клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса (1902-1987). Карл Роджерс сравнивал личностный рост с ростом дерева.
Если использовать эту метафору, директивное управление обеспечивает скорее «корни» управления, а недирективное – «цветы и плоды».
 
 
 
Без корней не будет ни кроны, ни плодов; однако без кроны система управления превращается в простой ПЕНЬ без надежды на плодоношение.
 
Для расширения диапазона методов недирективного управления, следовательно, необходимо усовершенствовать способы применения таких видов власти, как референтная, экспертная, информационная и власть нематериального вознаграждения.
 
 
2. Методы недирективного управления
 
К.Роджерс назвал три фактора, благоприятсвующих личностному росту:
  1. аутентичность (подлинность) фасилитатора , которая пробуждает доверие к нему;
  2. безусловное принятие человека со всеми его мотивами и индивидуальными особенностями;
  3. эмпатическое сопереживание.
 
В недирективном управлении таким благоприятными факторами могут быть: 
  • аутентичность (подлинность) руководителей, уважение и внимание к людям и их потребностям (референтная власть);
  • привлечение людей к соавторству в формировании целей и способов действия (экспертная власть); 
  • прозрачность информационного обмена (информационная власть); 
  • дружественная и мотивирующая организационная среда (власть вознаграждения) и др.
Недирективные методы управления способствуют профессиональному росту людей и команд и повышению их эффективности.
 
Формами недирективного управления могут быть баллинтовские сессии и коучинг. 
 
3. Коучинг
 
Важно, чтобы в недирективном управлении эксперт умел не только демонстрировать собственные возможности и идеи, но и актуализировать возможности других людей, помогая им развить собственную экспертную власть. Он должен уметь организовать индивидуальный и коллективный разум для создания эффективных программ деятельности. Решению этих задач способствует коучинг – особый метод консультирования, направленный на актуализацию опыта и мобилизацию личностного потенциала доверителя (консультируемого). Коуч использует специальные формы вопросов, перефразирование, обобщение, обратную связь и (иногда) методы интерпретации и заострения противоречий  для того, чтобы доверитель сам пришел к формулированию своих целей и определению способов их достижения и смог найти необходимые для этого внутренние и внешние ресурсы.  
 
Практические занятия: 
Практикум в применении методов коучинга. 
 
4. Балинтовские сессии
 
В 1949 году психотерапевты Микаэл и Энит Балинты впервые ввели этот метод в практику своей работы для того, чтобы благодаря структурированному обсуждению проблемы человек увидел новые возможности и ресурсы для ее решения.
 
Фасилитатор должен уметь организовать эффективный обмен сообщениями и идеями, уметь прояснять интересы и мнения, способствовать обмену опытом и проявлению скрытого индивидуального знания с целью превращения его в общее достояние, т.е. в интеллектуальный капитал организации. 
 
Это особенно важно при решении проблем, которые затрудняется решить один человек, но которые могут быть решены благодаря обмену опытом и информацией с другими коллегами.
 
Фасилитатор балинтовской сессии способствует такой организации процесса обсуждения проблемы, при которой вопросы доверителю задает не один человек (как в кончине), а все участники обсуждения, но в строгой последовательности. Обратную связь, новые знания и социально-психологическую поддержку доверитель получает также от каждого участника обсуждения.
 
Практические занятия:
Практикум в проведении Балинтовской сессии.