Почему образовательную стратегию можно назвать тонким инструментом? Какие вызовы возникают при ее разработке? В каких ситуациях она не принесет ожидаемых плодов? Ответы на эти и другие актуальные вопросы прозвучали на первом Форуме лидеров корпоративного обучения России.
Кейс корпоративного университета «Газпром нефти» представили его ректор Илья Дементьев и руководитель направления образовательных программ компетенций будущего Мария Потапова.
Четыре фокуса обучения
В системе обучения корпоративного университета, по словам Ильи Дементьева, можно выделить четыре ключевых фокуса:
- Управление на основе данных (индивидуальная траектория обучения, анализ и учет опыта сотрудника, целевые программы поиска и развития новых визионеров).
- Исследовательские проекты (исследования в области потенциала человека, новых технологий обучения, акселератор образовательных решений как место для экспериментов).
- Развитие партнерств, которые выгодно иметь по экономическим показателям (организация циклов профессиональных мероприятий, программы с крупными партнерами, расширение лиги вузов).
- Новые источники эффективности (переход на новые метрики оценки эффективности, программа рескилинга).
Система профессиональных кафедр
В корпоративном университете «Газпром нефти» выстроена система профессиональных кафедр. Речь идет о центрах экспертиз, профессиональных сообществах, где сконцентрированы эксперты по определенным функциям.
Они занимаются решением задач по поддержке и формированию моделей профессиональных компетенций этих функций. А также выстраивают систему оценки совместно с управлением талантами. Плюс – утверждают контент, транслирующийся сотрудникам внутренними тренерами.
Отвечая на вопрос о том, какой опыт классического университетского образования применим к корпоративному обучению, ректор отметил, что в данном случае применим не опыт, а знания, которые приобретаются в момент его получения.
Важно понимать, что образование — это технология со своими правилами и подходами. Когда работодатель знает, чему и как учить, он сам научит. В настоящее время, как сказал Дементьев, работодатель нацелен на наращивание универсальных компетенций. Ну а здесь вполне достаточно и классического образования.
Корпоративный университет ГПН (КУ ГПН) — это система обучения персонала индустриальной компании, отвечающая на запросы бизнеса через технологии развития потенциала людей:
Пример образовательной стратегии
Пример образовательной стратегии корпоративного университета «Газпром нефти» представила Мария Потапова, руководитель направления образовательных программ компетенций будущего. В компании, по словам Марии, работает около семи тысяч ИТ-специалистов. Внутри функции существует более 20 центров компетенций.
Импульсом к разработке образовательной стратегии в ИТ послужили следующие факторы:
- специфическая область,
- многочисленность целевой аудитории,
- несколько заказчиков,
- довольно низкие результаты опроса по цифровой зрелости компании.
Разрабатывая образовательную стратегию, команда столкнулась с двумя вызовами, связанными с ее реализацией.
- Образовательная стратегия может не дойти до стадии реализации. Чтобы не допустить этого, каждый год прописываются конкретные шаги ее реализации, определяются промежуточные KPI и т. д.
- Образовательная стратегия не будет успевать за бизнесом. При ее создании было важно установить ежегодную «сверку часов» по каждому этапу: все ли выполнено, соблюдается ли направление движения, насколько актуальны дальнейшие планы.
Мы пошли от актуальных проблем, соединили их со стратегическими целями компании и на стыке подумали о ценности для бизнеса. А именно: понятные метрики и KPI, определение правильной целевой аудитории (бизнес-пользователи ИТ-систем, топ-менеджмент и старший менеджмент, эксперты и руководители функций ИТ, сотрудники ИТ-кластера) и ориентировали в итоге стратегию на потребности этих целевых аудиторий.
Мария Потапова
В процессе реализации образовательной стратегии тестируются разные подходы для оценки их эффективности исходя из целей, поставленных руководством ИТ-кластера компании.
Инструменты конкретной образовательной стратегии можно применять и в других направлениях, кроме ИТ и цифры. В «Газпром нефти» это направления закупок, корпоративных коммуникаций, международного права.
Образовательная стратегия — это тонкий инструмент. Создание и реализация образовательной стратегии часто требует больших усилий — как человеческих, так и временных. Если мы понимаем, что изменение качества сотрудников не приведет к изменению бизнеса, то образовательная стратегия не нужна.
Илья Дементьев
Источник: blog.bitobe.ru © Блог BITOBE