Главная › Статьи › Компании стали чаще оценивать эффективность корпоративного обучения

Компании стали чаще оценивать эффективность корпоративного обучения

Хотя оценить влияние корпоративного обучения на работу компании не так просто, бизнес все чаще стремится отслеживать результативность обучающих курсов.

Сообщество Digital Learning и образовательный холдинг Ultimate Education провели исследование, чтобы узнать, каких стратегий придерживаются компании, проводя корпоративное обучение. Специалисты опросили примерно 100 организаций, среди которых 60% — крупные (со штатом более 250 сотрудников), 18,2% — средние (от 100 до 250 сотрудников), 16,4% — малые (от 15 до 100 сотрудников) и 5,4% — микропредприятия (до 15 сотрудников). Участники опроса представляли 30 сфер бизнеса: финансы, строительство, тяжелое машиностроение, нефть и газ, логистику, медиа и т. д.

Вначале исследователи выяснили, как компании принимают решения о необходимости провести обучение персонала. Чуть больше половины респондентов (51%) заявили, что программы подбираются под определенные бизнес-цели, а 47% признались, что конкретных ожиданий от профессиональных курсов у них нет: они действуют по просьбе сотрудников или чьему-либо совету.

При выборе образовательных курсов 60% организаций ориентируются в первую очередь на цену и соответствие сформулированным запросам, а не на показатели эффективности, такие как потребительская лояльность, вовлеченность и т. д. Из всех опрошенных лишь 29% интересуются этими метриками и сравнивают предложения разных поставщиков. На рекомендации коллег полагаются 7% представителей бизнеса. Остальные 2% не смогли ответить на поставленный вопрос.

Продолжительность программы учитывают 55% компаний, но жертвовать качеством ради скорости обучения они не готовы. 33% вовсе не обращают внимания на сроки: их интересует только влияние курсов на бизнес-показатели. Остальные согласны закрыть глаза на качество, чтобы ускорить процесс учебы.

В 2024 году российские организации стали измерять отдачу от корпоративного обучения на 41% чаще, чем в 2022 году. Наиболее популярные критерии: удовлетворенность сотрудников (66%), качественная трансформация продукции или оказываемых услуг (47%), динамика прибыли, изменение рыночной стоимости продукта и его конкурентоспособности (44%), снижение затрат (30%). Реже всего организации учитывают изменение объемов (29%) и сроков (24%) производства.

Интересно, что отдачу от курсов, прохождение которых должно сказаться на выручке или прибыли, бизнес анализирует все еще довольно редко: лишь 20% респондентов замеряют рентабельность инвестиций в подобные обучающие программы.

Умения, приобретенные сотрудниками в процессе обучения, оценивают чуть меньше половины опрошенных компаний (45,5%). Организации изучают, насколько хорошо закрепились новые навыки, применяются ли они в работе и влияют ли на производительность труда. Для сбора информации используют опросники, тестирование, интервью с сотрудниками и руководителями, измеряют уровень клиентской удовлетворенности, проводят аудит телефонных переговоров и т. д. Остальные 54,5% компаний подобных измерений не проводят.

В ходе исследования специалисты также интересовались, на каких условиях бизнес проводит индивидуальное обучение персонала. Выяснилось, что в большинстве случаев (53%) сотрудники не платят за прохождение курсов, в 27% случаев оплачивают обучение по программам MBA, если увольняются в течение трех лет после окончания учебы, а в 20% — компенсируют работодателю стоимость любых пройденных курсов при увольнении в течение тех же трех лет.

Решение о групповом обучении сотрудники зачастую принимают несамостоятельно: 38% компаний ставят работников перед фактом, 30% — советуются с ними, но направления обучения определяют сами и лишь 27% во всем учитывают пожелания будущих учащихся. Научный руководитель направления «Коучинг» в онлайн-школе «Психодемия» Ольга Сахарова отмечает, что сложившаяся ситуация не способствует усвоению и дальнейшему применению знаний: «Если идея корпоративного обучения не была «продана» сотрудникам и согласована с ними… это вызывает сразу несколько отрицательных эффектов: сопротивление на старте обучения… размытый фокус внимания на самом обучении и отсутствие плана действий, согласующегося с целями компании, после него».

Источник: forbes.ru