Главная › Статьи › Как выбрать оптимальный формат для доставки обучения?

Как выбрать оптимальный формат для доставки обучения?

Некоторое время назад в комментариях к какому-то посту меня спросили сразу несколько человек – а как выбрать тот самый оптимальный формат доставки, который нужен для обеспечения эффективности обучения?

Это очень хороший вопрос. Потому что на него нет простого ответа. В этом месте часто ищут какую-то формулу успеха: если вот такой контент – то текст, а если вот такой – то видео. Было бы наверно хорошо, если бы такая формула появилась, но скорее всего это невозможно.

От чего зависит выбор оптимального формата?

  • От данных анализа целевой аудитории: кого мы учим? Новички, продвинутые, эксперты? Какой прошлый опыт? Какой опыт обучения? Например, для новичков в теме нужно выбирать такой формат, который не повышает когнитивную нагрузку, им и так очень сложно. А вот для тех, кому работа с заданной темой привычна и терминология понятна, можно выбрать и формат сложнее, они справятся.
  • От условий обучения: как люди будут учиться? Много или мало отвлечений будет в процессе обучения? С какого устройства будет проходить обучение? Есть ли на обучение выделенное время? Например, если мы понимаем, что обучение будет проходить на бегу и на лету и человека будут часто отвлекать, то формат доставки должен включать в себя: возможность делать закладки, возможность легко вернуться назад (если отвлекся и упустил), повторы (тоже на случай отвлечений), памятки для скачивания. И в этой же ситуации нужно думать о размере модуля, потому что слишком длинный может не сработать, а слишком короткий – пролететь мимо.
  • От задачи обучения: чему именно нужно научить? Нужно обновить знания или научить чему-то новому? Знания или навык? Нужно видеть, как что-то происходит или можно про это прочитать? Как лучше всего учить тому, чему мы собираемся научить? Например, учить менять колесо автомобиля лучше всего с помощью аннотированного видео или с помощью серии фото с комментариями и выносками. А вот тайм-менеджмент точно хочет текста, потому что про свое управление временем нужно думать лично и в тишине. Или можно послушать лекцию. А вот мультики и лишнее видео могут быть совсем не нужны.

Самый главный вопрос для выбора формата звучит так: Как лучше всего можно обучить тому, чему нам надо обучить, того, кто будет проходить обучение, и в тех условиях, которые у нас есть?

И вопрос этот только кажется сложным. Потому что как только вы разложите перед собой все карты, оптимальный формат сам даст о себе знать. Главное не выбирать то, что модно и то, что никогда/давно не пробовали.

Источник: Елена Тихомирова, тг-канал “Живое обучение”