Чувство сопричастности в обучении – это мотивация слушателя через автономность и ответственность как за само обучение, так и за применение новых знаний. То есть обучение не проходит как процесс навязанный, потому что мне так кто-то сказал сделать, а потому что я сам понимаю, что это нужно, понимаю, что это нужно делать и могу в некотором роде управлять своим процессом обучения. “Это мое обучение. Мне это важно. Я хочу в этом разобраться” – примерно такие слова должен сказать человек, у которого возникло чувство сопричастности.
И по сути это единственная истинная мотивация, которая приводит к настоящему результату обучения. Но создать такое чувство не просто. Потому что для него недостаточно общих слов о нужности и полезности, недостаточно общих мотивационных лозунгов о том, что ваша жизнь станет лучше после обучения. Это чувство нужно создать.
Какие есть инструменты?
- Диалог
Возможность слушателей обсуждать обучение, предлагать свои идеи о том, как применять полученные знания и получение подтверждения от экспертов, что предложенные идеи будут работать и даже могут быть использованы другими участниками обучения.
- Эмоции
Возможность слушателей открыто говорить и обсуждать свои эмоции, связанные с обучением и изучаемой темой. В том числе – негативные. Потому что если человек действительно воспринимает знания, то эмоции у него будут возникать обязательно. Это естественный процесс познания с точки зрения работы мозга. И говорить про эти эмоции нужно обязательно.
- Связь с личными целями
Слушателям нужно помочь связать обучение с теми целями и задачами, которые есть у них. Чтобы они понимали, каким образом это обучение будет им помогать. Не смотря на то, что нам может казаться, что все прозрачно и очевидно, для слушателей может потребоваться не только дополнительная аргументация, но и пояснения, как на самом деле это может быть использовано именно в их практики.
- Поиск альтернативных источников
Это может показаться неочевидным, но слушатель, который кроме предоставленного ему основного источника, нашел что-то еще сам, чувствует обучение гораздо ближе. Потому что в процессе поиска человек начинает интенсивнее обдумывать тему, формулировать свои собственные вопросы, включается аналитика найденного материала.
Самое главное в формировании чувства сопричастности в обучении – это возможность формулировать свои вопросы, искать свои ответы и пробовать свои пути применения. Чем больше слушатель в обучении делает сам, тем ближе ему становится обучение. И чем больше в обучении навязанного и безальтернативного, тем сильнее потенциальное отторжение.
Источник: тг-канал “Живое обучение”