Четвертая промышленная революция ставит перед бизнес-образованием новые задачи: ИИ, экологические вызовы и демографические изменения требуют пересмотра подходов к обучению. Компаниям и сотрудникам в новых условиях приходится быстро адаптироваться к изменениям, а кросс-функциональные знания и навыки критического мышления становятся важными конкурентными преимуществами.
Международные тренды, влияющие на сферу, обсудили участники сессии «Глобальный диалог: будущее, новая международность, образование», прошедшей на кампусе Школы управления СКОЛКОВО в рамках Дня основания-2024.
Спикеры:
Пак Сонг Чжу, почетный профессор KAIST (бизнес-школа Корейского института передовых технологий, Южная Корея) и президент-учредитель Ассоциации бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона (AAPBS),
Селина Нери, соосновательница, CEO и ректор Institute for Future Readiness (ОАЭ), бывший ректор Международной школы бизнеса Хальта в Дубае,
Иван Хворов, директор программы MBA, сопродюсер программы «Управление бизнесом на данных» Школы управления СКОЛКОВО.
Модератором выступил Алексей Калинин, профессор бизнес-практики, академический директор Executive MBA, проректор по исследованиям Школы управления СКОЛКОВО
Ключевые тезисы
Подходы к образованию требуют пересмотра. Сокращение экономически активного населения из-за старения и снижения рождаемости, широкое внедрение искусственного интеллекта, роботов и других современных технологий требуют пересмотра подходов к образованию и бизнесу.
Усугубляются геополитические конфликты, укрепляются деглобализационные тенденции и растет значение экологических вызовов: средняя температура поверхности Земли год от года растет, что коррелирует с увеличением частоты природных бедствий, вызывающих серьезный экономический ущерб уже сейчас – и еще больше в будущем.
Искусственный интеллект давит на рынок труда. Появление генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей типа ChatGPT – огромный успех технологий и новый фактор давления на рынок труда: в тех или иных профессиях такие инструменты действительно могут заменить часть «живых» сотрудников.
Однако преувеличивать этот фактор также не стоит: в целом, внедрение ИИ-инструментов будет происходит скорее по модели «технологии как помощник человека». Появления же «супер-ИИ» со сверхчеловеческими интеллектуальными возможностями, по мнению корейского профессора, едва ли стоит ждать из-за «фундаментальных ограничений ИИ-моделей».
Знания устаревают как никогда быстро. Мир, в котором человек получал единственное за всю жизнь образование и затем до старости капитализировал его, уходит. Студенты, получающие образование сегодня, должны осознавать, что даже через полгода их знания могут оказаться неактуальными. Требования рынка меняются так быстро, как никогда в истории.
От повышения квалификации исключительно в рамках своей профессии люди приходят к необходимости приобретения новых профессий в смежных областях, reskilling – это становится требованием рынка.
Концепция Lifelong Learning, непрерывного обучения, здесь как нельзя кстати. Образовательные программы – инструмент, позволяющий сохранять актуальность на рынке труда.
Офлайн ничто не заменит. Массовый переход на онлайн-форматы, произошедший в пандемию, продемонстрировал, с одной стороны, огромные коммуникационные возможности технологий, с другой, те преимущества офлайна, о которых раньше многие не догадывались.
Личные социальные сети, круги знакомств, социальный капитал – это то, за чем люди приходят на очные курсы в бизнес-школы и что дает им подчас не меньшую, а то и большую пользу, чем получение знаний от профессоров. Качество нетворкинга чрезвычайно важно для успеха как в бизнесе, так и в жизни в целом.
Игрофикация как инструмент обучения. Один из ярких трендов современного образования — это игрофикация/геймификация, иммерсивные техники. Такие методики все чаще используются в бизнес-школах и на корпоративных тренингах: игра делают обучение более эмоциональным и запоминающимся, что позволяет лучше усваивать новые знания и применять их на практике.
Игровые подходы также стимулируют решение нестандартных задач и развитие творческих способностей. В условиях цифровизации и постоянного обновления технологий игры позволяют погружать участников в новые, неизвестные сценарии, требующие от них гибкости мышления и умения принимать решения в условиях неопределенности. Это эффективный способ подготовки лидеров, подчеркнул Иван Хворов.
Кросс-функциональность и гуманитарные науки. По оценке Пак Сонг Чжу, бизнес-лидеры будущего будут обладать более кросс-дисциплинарными, кросс-функциональными знаниями: «Они, скорее всего, не смогут себе позволить узкую компетенцию. Для наращивания компетенций очень важно преподавать в бизнес-школах литературу, музыку – искусство и гуманитарные дисциплины».
Именно liberal arts позволяют повысить навыки критического мышления, творческие способности, без реализации которых будет непросто конкурировать на рынке труда будущего.
В том числе и с искусственным интеллектом: в творчестве люди «лучше искусственного интеллекта». Внедрение ИИ несет много рисков, но и возможностей – человеку предстоит четче определить те области, в которых он превосходит машину.
От навыков к ценностям… По оценке Селины Нери, рекрутинг претерпел значительные изменения за последние годы.
Если ранее компании фокусировались на подборе сотрудников с конкретными профессиональными навыками, то сейчас все чаще делают акцент на ценностях кандидатов. Работодатели начинают осознавать, что навыки можно развить через обучение, а ценности человека остаются неизменными.
Этот подход помогает формировать более сплоченные и мотивированные команды. Работодатель готов инвестировать в развитие тех, кто разделяет корпоративную культуру и видение компании. Более того, такая стратегия снижает риски найма специалистов с высоким уровнем компетенций, но несоответствующими ценностями, что может привести к конфликтам внутри компании и снижению общей эффективности.
…И от должностей к задачам. Традиционные роли и должности на рабочем месте теряют актуальность, полагает CEO Institute for Future Readiness.
В будущем все больше компаний будут отходить от жесткой иерархии и фиксированных должностей, переходя к более гибким формам организации труда. Главный критерий для сотрудника — это способность решать задачи, а не привязанность к конкретной роли или позиции в компании.
Такое изменение отражает общие тенденции на рынке труда, где задачи становятся более разнообразными и требуют междисциплинарных знаний. Это создает необходимость в гибких специалистах, способных быстро адаптироваться к изменениям. Люди, обладающие навыками решения сложных проблем, будут востребованы в самых разных сферах бизнеса.
Кросс-поколенческая рабочая среда. Сегодня на рабочем месте контактируют представители разных поколений: от «молчаливых» и бэби-бумеров до поколения Z, а в скором времени на рынок выйдут «альфы», что сопряжено как с рисками недопонимания и мискоммуникаций, так и возможностями: каждое поколение вносит свое уникальное видение в конечный продукт.
Если старшее поколение привыкло работать в одной компании на протяжении десятков лет, то молодые сотрудники, как правило, не боятся постоянно менять работу, особенно если чувствуют нехватку мотивации и возможностей карьерного роста. Важнейшая задача лидеров – понять, как эффективно управлять этой разнородной рабочей силой.
Материал подготовил Григорий Маслов.
Источник: skolkovo.ru