Главная › Статьи › Групповая динамика: трехстороннее сотрудничество

Групповая динамика: трехстороннее сотрудничество

 
В корпоративном формате тренинга надо учитывать не только основные законы групповой динамики, но и дополнительные силы влияния. Эти дополнительные силы могут полностью изменить ход тренинга, так как от их направленности зависит реакция сотрудников на предлагаемые тренером задания — упражнения.
 
 

 
Для того, чтобы добиться результатов необходимо знать — замечать — и регулировать влияние внешней среды на работу группы
  • Прямой руководитель. Правила.
  • Высшее руководство компании. Ценности.
  • Бизнес ситуация. Рынок.
 
 

 

 

Прямой руководитель.

 
«Так, всем телефон выключить. Кто будет нарушать!… Тому я!…»
Начальник отдела маркетинга, перед тренингом, в достаточно высокоорганизованной и дисциплинированной группе.
 
Прямой руководитель, конечно же, участвует в выборе программы и тренера. Он формулирует цели на тренинг, обсуждает задачи, которые тренер должен решить в формате тренинга. Сложности могут начаться, если руководитель принимает решение участвовать в тренинге. А могут не начаться — если вы заранее поработаете с руководителем.
 
Дополнительное воздействие на группу №1. Оценивание.
 
Как бы ни был руководитель открыт и демократичен, участвовать он будет, наблюдая. Главная цель его наблюдения: оценка подчиненных. И от такого оценочного внимания атмосфера тренинга меняется, у участников появляется страх не соответствовать. Чтобы скрыть свой страх, они стараются максимально закрыться.
 
Так как обучение и изменения происходят только в обстановке открытости, вы, как тренер над этим работаете. И чем лучше вы работаете, тем яростнее сопротивляются участники. И хотя их сопротивление суть реакция на поведение руководителя, свое недовольство они адресуют тренеру – так безопаснее. Да и тренера не жалко: чужой человек.
 
Антиген:
 
подготовить руководителя быть хорошим наблюдателем. Тренер должен научить руководителя правильно наблюдать. Чтобы правильно наблюдать, необходимо поработать над четкой формулировкой цели наблюдения. Для этого вы должны задать руководителю несколько вопросов: Что именно он хочет увидеть? Какие задачи стоят перед отделом, и какие способности / черты личности сотрудники должны иметь для решения этих задач? Какую проблему в отделе он видит — следовательно, дополнительная диагностика проблемы может быть проведена на семинаре?
 
Наблюдать — значит не вмешиваться, молчать, фиксировать непонятные или раздражающие моменты. И после семинара руководитель может и должен обсудить с тренером то, что происходило на тренинге, что он заметил в работе своих подчиненных.
 
Тренер в этом случае может корректно давать свою оценку происходящему, обращать внимание руководителя еще на какие-то аспекты поведения подчиненных, объяснять непонятное.
 
Дополнительное воздействие на группу №2. Непрошенная помощь.
 
Какие родители, такие и детки… Яблочко от яблони… И, наконец, апогей критики управления: рыба гниет с головы.
 
Руководитель, имеющий высокую степень самокритичности, воспринимает недостаточную подготовку или ошибки сотрудников как прямой упрек себе, как руководителю: «Вы нас плохо обучали!». В такой ситуации любое замечание тренера, упражнение, которое ярко проявляет недостаточность компетенций участников, ошибки сотрудников вызывают сильные личные переживания у руководителя, с которыми трудно справиться.
 
Антиген:
 
подготовить руководителя к тому, что семинар это проект, у которого есть начало, середина и конец. И часто то, что происходит в начале нужно для правильных выводов в конце. Есть определенный сценарий, есть групповая динамика, есть сопротивление участников — и руководитель должен спокойно реагировать на происходящее. Групповое занятие тем и полезно, что помогает «обострить» все нестыковки и ошибки, которые мешают работе. В своей ежедневной деятельности сотрудники могут не замечать, насколько их действия бессмысленны и ошибочны. Хорошее обучение это выявляет. Опыт тренера как раз и состоит в том, чтобы участники могли увидеть и осознать свои ошибки, только тогда у них появится мотивация их исправлять. Если не удалось обсудить с руководителем особенности тренинговой работы до тренинга, необходимо сделать это в первом же перерыве.
 
Первопричина.
 
Взаимодействие с руководителем является важной частью работы тренера. Результативность обучения зависит от того, насколько вовлечен и включен руководитель в учебный процесс. Все разногласия должны быть разрешены еще до старта, должны выстроиться доверительные отношения. Именно сотрудничество тренера и руководителя значительно увеличивает КПД. Первым шагом в выстраивании доверительных отношений со стороны тренера будет убедить руководителя, что усиление его авторитета является обязательным условием эффективности семинара. И над этой задачей вы будете работать с большим энтузиазмом.
 
С руководителем до семинара необходимо проговорить: что происходит в бизнесе, для решения каких бизнес целей необходимо обучение. Рассказать о том, как будет организована работа, объяснить логику построения группового процесса. Если такая работа будет проделана, присутствие руководителя на тренинге будет усилением учебного эффекта, а не дополнительным источником сопротивления.
 

Компания: Shorets Consult

Тренер: Шорец Марина