Главная › Статьи › Фрустрация персонала. Понять, простить и выбраться

Фрустрация персонала. Понять, простить и выбраться

Основа любого бизнеса – люди. А персонал вашей компании зачастую живет не только ради того, чтобы работать. Различные проблемы сопровождают каждого из нас по жизни, особенно во времена кризисов и потрясений. Большинство людей сложены из проблем, противоречий и подвержено различным психологическим состояниям. Одним из таких психологических кризисов человека является фрустрация.

Многие руководители сталкиваются с фрустрацией сотрудников гораздо чаще, чем, например, с депрессией. А между тем фрустрация персонала всегда оказывает влияние на бизнес далеко не в позитивном ключе. Об управленческих и личных методах борьбы с фрустрацией сотрудников рассказывают эксперты аутстаффингового агентства «Ваш кадровый советник».

Начнем с определения термина фрустрация. Фрустрация – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.

Причинами фрустрации на рабочем месте часто становится разочарование от невыполнения задач и недостижения целей, а также отсутствие повышения в должности и заработной плате. Влияют на результат барьеры, как внутренние психологические, например, страхи, комплексы, так и внешние факторы, такие как отсутствие финансов, невозможность смены места пребывания, рабочей техники, состояние здоровья, семейные трудности и так далее. То есть фрустрация возникает у специалистов с отсутствием перспектив саморазвития и возможностей удовлетворения своих материальных потребностей.

Как разобраться сотруднику?

С фрустрацией в первую очередь обязан разбираться сам работник. В начале необходимо пересмотреть свои ожидания. А желательно вообще не ожидать ничего от мира. Гораздо эффективнее будет поставить себе цель и начать двигаться к ней. Если же план «А» не работает, то следует поискать альтернативные пути достижения поставленных задач.

Фрустрация вполне может стать предпосылкой депрессии, а может и мотиватором для внесения изменений в жизнь. Важно правильно ее пережить. Способы борьбы более лайтовые, но похожи на выход из кризиса. Например, найти новые увлечения и хобби, чаще бывать на природе и так далее. То есть, когда отдыхает тело, оно автоматически подтягивает за собой и душу. После перезагрузки мозг начинает лучше и яснее соображать, нежели в состоянии фрустрации.

При этом фрустрация может помочь специалисту развивать в себе стойкость и оптимизм. Случается, это у людей со здоровой психикой, когда они подходят ко внутреннему психологическому тупику и жизнь их заставляет развернуться на 180 градусов, а негатив – заменить на позитив.

Также если речь идет о фрустрации именно из-за работы, а проблемы на службе не являются следствием фрустрации, необходимо понять, какая цель не может быть достигнута. Определить препятствия на пути к решению задачи. Признаться себе честно, что вы находитесь в состоянии фрустрации. Предпринять активные действия по выходу из психологического кризиса. Обдумать план альтернативного пути достижения цели. Понимаем, это достаточно сложно, хоть каждому из нас и кажется, что никто не знает нас лучше самих себя.

В случае, если у вас не получается справиться с фрустрацией на работе самостоятельно, нужно не бояться обратиться за помощью к руководителю или старшему коллеге. Может помочь и HR-специалист или сослуживец, которому вы доверяете. И помните, когда присутствует контакт с коллегами и руководством, а также развита социализация на работе, справиться с фрустрацией будет гораздо проще, нежели чем бороться с ней один на один.

Как бороться с фрустрацией подчиненных?

Руководителю же стоит чутко наблюдать за психологическим состоянием своих подчиненных. Если вы видите, что специалист находится в подавленном психологическом состоянии, но при этом старается и выдает результаты, стоит его похвалить и поддержать. Если же в подобный момент менеджер будет критиковать работника или «заворачивать гайки», скорее всего сотрудник провалится не только в еще более глубокую фрустрацию, но и подойдет к черте депрессии. Все перечисленное приведет к разочарованию специалиста в себе, работе, профессии и так далее. Какие уж тут результаты, работоспособность и инициатива.

Если руководитель заметил, что кто-то из его подчиненных находится в состоянии фрустрации, стоит уделить ему больше времени. Обсудить методы решения рабочих задач и причины того, что мешает их выполнению. Возможно даже поговорить с глазу на глаз, по душам о причинах психологического состояния работника, и предложить возможную помощь. Разумеется, сам сотрудник при этом не должен бояться сказать в чем именно испытывает трудности. Для этого, конечно, с командой должен быть выстроен дружественно-конструктивный диалог. Подобная тактика и является главным управленческим методом борьбы с фрустрацией персонала.

Подобный подход в управлении подчиненными предотвратит ошибки в рабочих процессах, недовольство собой среди сотрудников, а, следовательно, и текучку персонала, которая всегда ощутимо бьет по карману бизнеса.

Источник: hr-portal.ru