Главная › Статьи › Пирамида обучения Эдгара Дейла: Как запомнить на 90%

Пирамида обучения Эдгара Дейла: Как запомнить на 90%

В образовательной сфере есть одно универсальное правило: для эффективного усвоения информации важен не только материал, но и способ его подачи. Пирамида обучения Эдгара Дейла – популярный инструмент, объясняющий, как именно мы усваиваем знания и какие способы обучения наиболее эффективны.

Что такое Пирамида обучения?

Американский педагог Эдгар Дейл в 1946 году представил модель обучения — Конус опыта, также известную как Пирамида обучения. В своей книге «Audiovisual Methods in Teaching» он показал, что запоминание информации напрямую зависит от формы ее подачи: чем активнее мы вовлечены в процесс, тем глубже усваивается материал.

Структура пирамиды Дейла: уровни запоминания
Каждый уровень пирамиды обозначает способы восприятия информации и их эффективность. Чем выше вовлеченность, тем больше запоминается. Уровни условные, и процент усвоения может варьироваться, но, согласно Дейлу, они примерно выглядят так:

1. Чтение и прослушивание лекций – 5-10%. Это самые низкие уровни запоминания, так как человек здесь выступает в пассивной роли.

2. Аудио и видео – 20%. Слуховое и визуальное восприятие улучшают запоминание, но всё ещё остаются более абстрактными способами.

3. Демонстрация (наглядные примеры) – 30%. Когда нам показывают материал с объяснением и примером, запоминание увеличивается.

4. Групповая работа и обсуждение – 50%. Когда человек начинает обсуждать и анализировать материал, его понимание значительно углубляется.

5. Практическое применение – 75%. Выполнение заданий и применение знаний на практике помогает запомнить до 75%.

6. Обучение других – 90%. Самый высокий уровень запоминания достигается, когда человек может объяснить, научить других и внедрить знание на собственном опыте.

Основные принципы эффективного обучения по модели Дейла

  • Человек учится лишь на собственном опыте — опыт лучший учитель. Только когда обучаемый активно вовлечён в процесс, он по-настоящему усваивает материал.
  • Практика «через тело». Знания без практического применения остаются на уровне теории.
  • Учить можно, научить нельзя. Взрослый человек может научиться только сам, даже если его ведёт опытный наставник.
  • Каждый сам отвечает за свое обучение. Ответственность за обучение лежит на самом обучаемом. Важно, чтобы человек был мотивирован и видел смысл в обучении.
  • Дети учатся легко, а взрослым важен смысл. Взрослые критически воспринимают новые знания, им нужен смысл «зачем мне это»?
  • Повторение – мать учения. Как показывает практика, привычка закрепляется при постоянном повторении в течение 21 дня.
  • Плавное внедрение. Важно избегать излишней регламентации и перегрузки обучаемых.

Знание этих уровней и принципов полезно для преподавателей или предпринимателей, которые обучают людей. Например, я в своих обучениях всегда делаю упор на практическое применение, а видео, текстовые файлы – это больше как подкрепляющая база.

Антон Галушко

Источник: vc.ru