Главная › Статьи › Образование взрослых: чему, как и с кем учиться в 2025 году

Образование взрослых: чему, как и с кем учиться в 2025 году

Если раньше образование взрослых было инструментом «передать знания», то сегодня это — способ адаптации, переосмысления, даже переизобретения себя. Мир, в котором мы живем, меняется быстрее, чем успевает обновиться внутренний справочник компетенций: ИИ, новые бизнес-модели, распад старых ролей. В этих условиях учиться — значит не столько «осваивать», сколько «перестраиваться». А обучение становится частью системы устойчивости — личной и корпоративной.

СберУниверситет опубликовал свежее исследование «Образование взрослых 2025» — одно из самых системных за последнее время. Оно выделяет 9 ключевых трендов и группирует их по трём ключевым вопросам. Ниже пересказ и интерпретация этих трендов для HR, L&D и всех, кто отвечает за развитие людей в организациях.

Чему учиться: от навыков к смыслу

Если один тренд и заслуживает названия «глубинный» — это переориентация с передачи знаний на переосмысление идентичности. Мы видим устойчивый сдвиг от «узнай новое» к «пойми себя». Сегодня обучение — это способ задать себе вопрос: кто я сейчас? Кем хочу быть в будущем? Что для меня по-настоящему важно?

На этом фоне вырастают запросы на:

  • программы по поиску смысла в работе (в духе Discover Your Purpose от Unilever);
  • рефлексию и коучинг как инструмент навигации;
  • «достраивание себя» под новые вызовы (а не «прокачка» ради оценки).

Параллельно набирает силу skills-first подход: отказ от «должностей» в пользу конкретных навыков. ИИ делает возможной тонкую настройку обучения под конкретные дефициты и строит карты навыков в масштабе организации.

А еще растет запрос на обучение через реальные задачи. Бизнес не готов инвестировать в знания «на полку», нужны измеримые результаты: запущенные продукты, прирост продаж, оптимизация процессов. Обучение и операционный результат сливаются в одну траекторию.

Как учиться: от курсов к экспедициям

Форматы тоже эволюционируют. На смену курсам приходят приключения и экспедиции. Обучение становится эмоциональным опытом: квесты, сторителлинг, живопись, актёрские практики, outdoor-сессии, даже дирижирование оркестром — всё, что помогает не только понять, но и прочувствовать.

Цифровые решения дают возможность персонализировать обучение: под когнитивный стиль, уровень энергии, индивидуальные цели. Адаптивные платформы, нейроинтерфейсы, цифровые двойники — всё это позволяет учиться так, как это нужно именно тебе.

Растёт запрос на интенсивность вместо продолжительности. Форматы становятся короче, но плотнее: микрообучение, буткемпы, 10×4-часовые модули вместо 3-месячных программ. Всё ради скорости, релевантности и результативности.

С кем учиться: новые контексты, новые роли

И, наконец, третья координата — образовательная среда. Обучение становится распределённым процессом: между людьми, ИИ, экспертами, платформами. Важно не только «где учиться», но и с кем ты это делаешь.

Люди тянутся к живым комьюнити. Возвращается очный формат, P2P-модели, программы с мощным нетворком. Социальное взаимодействие становится частью педагогического замысла: обмен опытом, совместные челленджи, обучение от экспертов внутри компании.

ИИ меняет архитектуру доступа к знаниям: «живые базы знаний», интеллектуальные ассистенты, авторазметка внутренних диалогов… обучение становится контекстным, встроенным в работу, точечным и автономным. Иногда даже необязательным, потому что нужный навык можно получить в момент, когда он нужен.

Всё это усиливает роль бренда — как образовательного института, так и преподавателя. Курсы сегодня покупают не только ради содержания, но ради доверия к тому, кто это ведет. Преподаватели становятся самостоятельными медиа, а обучение — контентным продуктом с высоким уровнем редакторской ответственности.

Что это меняет для HR и L&D?

От обучения к трансформации: если раньше мы запускали программу, чтобы кто-то «лучше работал», то теперь, чтобы человек по-другому смотрел на себя и свою роль.

Фокус не на охват, а на точность: обучение перестает быть «массовым процессом» — и становится стратегической хирургией.
Культура развития — важнее планов обучения: рост как привычка и ожидание внутри команды важнее любой платформы или провайдера.

AI не заменяет L&D, а переопределяет его: ваша экспертиза нужна, чтобы задать вектор, встроить знания в процессы и сохранить человеческий фокус.

Полный текст исследования «Образование взрослых 2025» можно найти здесь

Источник: kampus.team