POSE — это методика, разработанная Тимом Эндрюсом, помогающая сформировать благоприятную учебную обстановку. Как обеспечить на тренинге атмосферу, включающую три основных элемента POSE: безопасность, цель и ответственность?
В идеальном мире участники приходят на тренинг с мотивацией к обучению, понимая его значимость и пользу. Но реальность часто отличается: сотрудников направляют на обучение по принципу «так надо» или люди просто следуют за компанией.
Поэтому задача тренера — с самого начала создать и поддерживать учебную среду, которая вовлекает каждого и стимулирует к активному участию и освоению новых знаний.
Как у участников проявляется вовлеченность в обучении:
- Активно делятся мнением и личным опытом.
- Сосредотачивают внимание исключительно на процессе обучения.
- Пробуют внедрять новые модели на практике.
- Инициируют вопросы, стремясь глубже вникнуть в материал.
- Прилагают усилия в выполнении заданий.
- Ведут заметки и конспекты.
Мы в Институте Тренинга используем модель POSE, предложенную Тимом Эндрюсом, основанную на трех основных элементах вовлеченности: цели, ответственности и безопасности.
Цель
Взрослые люди учатся эффективнее, когда четко понимают, зачем им это. Сформулируйте четкую и понятную цель тренинга, связывая ее с реальными рабочими задачами участников. С самого начала озвучьте эту цель, зафиксируйте ее на флипчарте или карточке и оставьте в поле зрения участников.
Побуждайте участников устанавливать свои персональные цели обучения и связывать с ними материалы тренинга. Каждый этап тренинга начните с разъяснения того, как он способствует достижению общей цели. Помогайте участникам формулировать выводы и планировать применение новых знаний в реальной практике.
Ответственность
Невозможно принудить взрослого к обучению, но можно создать условия и разделить ответственность за результат.
Объясните, что потребуется от участников для достижения поставленной цели: практика, запрос обратной связи, смелость пробовать новое и рисковать, вклад в общую работу группы. Стимулируйте их использовать свой опыт, сопоставлять новые знания с уже известными моделями.
Не создавайте ложных ожиданий: тренинг — не волшебное решение. Напоминайте, что овладение навыком требует практики и времени вне занятий.
Сохраняйте партнерский подход, разделяя ответственность за итог. Важно следить за тем, как вы общаетесь.
- Избегайте использования уменьшительно-ласкательных форм.
- Применяйте объединяющие выражения: мы сделаем, обсудим, сфокусируемся.
- Благодарите за вклад, идеи и вопросы.
Безопасность
Ощущение физической и психологический безопасности имеет большое значение. Физическая безопасность означает комфортное пространство, где нет препятствий и источников опасности. Психологическая безопасность базируется на безоценочности, конфиденциальности, поддержке, тактичности и дружелюбии.
Психологическую небезопасность можно заметить по поведению участников:
- Осторожны в своих ответах, выбирают социально одобряемые варианты.
- Оправдываются, получая обратную связь.
- Боятся сделать ошибку.
- Снижают значимость обучения, например, говоря, что на работе все иначе.
- Не стремятся делиться опытом и не задают вопросов.
- Пассивно участвуют в процессе, стремясь быть незаметными.
- Скрывают свое несогласие или сомнения по обсуждаемым вопросам.
Главное правило, способствующее созданию безопасной и доверительной обстановки — это конфиденциальность. В самом начале тренинга обсудите, что рабочие вопросы и ситуации останутся внутри группы. Это повысит уровень доверия и открытости. Взрослые участники очень чувствительны к неудачам, поэтому дайте понять, что тренинг — это безопасное пространство для обучения.
На начальных этапах важно создать ощущение комфорта. Подготовьте удобное помещение для занятий. Проявляйте дружелюбие и доброжелательность, улыбайтесь. Проверьте, знакомы ли участники друг с другом. Если нет, организуйте небольшое знакомство.
При постановке вопросов дайте время подумать или обсудить их в парах. Одна из самых стрессовых ситуаций для обучающихся — это требование дать немедленный ответ без подготовки.
Для поддержания комфортной атмосферы можно включать музыку во время перерывов и выполнения заданий.
При предоставлении обратной связи делайте акцент на конкретном поведении, опираясь на факты. Регулярно подчеркивайте позитивные моменты и достижения. Помогайте участникам давать друг другу конструктивную обратную связь и избегайте оценочных суждений.
Все три компонента вовлеченности должны быть задействованы уже в начале тренинга. Важно, как вы приветствуете участников, приглашаете к работе и настраиваете на обучение. Регулярно проводите оценку, чтобы убедиться, что все три компонента устойчивы и работают эффективно. Это поможет сделать процесс обучения продуктивным и удовлетворяющим как вас, так и для участников.
Источник: hr-portal.ru