Исследования доказывают (L2L Strategy – Retrieval Practice, Arizona Universiry), что студенты учатся лучше, когда используют стратегии, предполагающие активный поиск информации, в отличие от относительно пассивных методов.
Например, такие как перечитывание или выделение главных мыслей.
Retrieval Practice (поисковая практика) или «обучение с усиленным тестированием» – это один из методов закрепления знаний, основанных на многократном воспроизведении выученного материала обучающимся.
Данный метод основан на активном поиске необходимой для обучающихся информации.
Польза метода заключается в том, что поисковая практика помогает зафиксировать информацию в долговременной памяти обучающихся.
Перед вами некоторые из методических инструментов, которые помогут воплотить использование поисковой практики
Карточки
Карточки — один из визуальных способов, побуждающих обучающихся вспомнить и обдумать информацию пройденной темы.
Например, популярным решением у преподавателей иностранного языка является приложение Quizlet. Если вам необходимо создать самостоятельно карточки по своей предметной области, то на помощь придёт ресурс Studystack.
Написание подсказок
Подсказки — один из текстовых способов, побуждающих обучающихся вспомнить и обдумать информацию пройденной темы, используя при этом неполные предложения.
Можно дать обучающимся начало предложения и заставить их закончить его, например, «Для фотосинтеза растениям необходимо…» или «В состав литосферы входят:…» и т.д.
Онлайн-викторины
Викторины — один из динамичных способов, побуждающих обучающихся вспоминать и обдумывать информацию пройденной темы. В Интернете есть множество ресурсов для проведения викторин.
Например, Kahoot, где обучающиеся могут соревноваться друг с другом, выполняя упражнения. Главная польза викторины заключается в том, что она в реальном времени показывает преподавателю, где существуют пробелы в знаниях.
Парная викторина
Данная разновидность викторин предполагает пару обучающихся, которые по очереди задают другу вопросы по одной или двум темам обучения.
Это отличная практика поиска, потому что обучающиеся получают и предоставляют информацию по-разному. В комментариях к посту закреплён простой пример того, как может быть реализована поисковая практика в работе обучающихся в парах.
Интеллект-карты (mind map)
Интеллект-карты — системный и сложный, но довольно эффективный способ, побуждающий обучающихся вспомнить и обдумать информацию пройденной темы.
Данный инструмент в поисковой практике можно использовать по следующей схеме:
например, обучающимся после прохождения определённой темы рисуют круг с её названием, их задача — добавлять круги с ключевыми словами, относящимися к пройденной теме.
Или пойти от обратного – нарисовать самые последние круги с ключевыми словами интеллект-карты, попросив обучающихся вернуться к центральному кругу.
Вместо интеллект-карт, кстати, можно также использовать диаграммы Венна, временные шкалы, блок-схемы или таблицы. Суть одна и та же – дать возможность обучающимся извлечь из памяти недостающую информацию.
Что важно соблюдать при применении вышеуказанных методических инструментов в рамках поисковой практики?
Конечно же, интервалы, по которым происходит извлечение информации обучающимися по пройденной теме.
Поэтому используйте методический инструмент с заранее подготовленными и повторяющимися временными промежутками. Переведём сказанное в понятную плоскость. На коротких циклах с высокой частотностью: «обучаем – проверяем – обучаем – проверяем – обучаем – проверяем…».
Автор: Михаил Осипов
Источник: vc.ru