Главная › Новости › Тренды корпоративного обучения в 2018 году

Тренды корпоративного обучения в 2018 году

 
Тренды опираются на новую парадигму обучения — учиться всю жизнь (Life long learning). Чтобы сегодня оставаться востребованным на рынке труда в течение всей жизни, быть конкурентоспособным в современном мире, необходимо постоянно учиться и развиваться.
 
Эта тенденция стала следствием четвертой промышленной революции, символами которой являются не только появление и быстрое распространение новейших информационных технологий, но непрерывные и постоянно ускоряющиеся перемены в картах профессий, моделях компетенций и методах организации работы. Для компании инвестиции в технологии и людей — источник устойчивых конкурентных преимуществ.
 
Ключевые показатели Life long learning:
 
  • адаптивность и индивидуализация обучения;
  • открытость и доступность учебного материала;
  • гибкие и менее формализованные отношения между компанией и работниками;
  • актуальность и релевантность формируемых знаний и навыков;
  • акцент не на передачу или воспроизведение знаний, а на обучение главному навыку — умению учиться;
  • обучение не сводится только к формированию цифровых или профессиональных навыков — огромное значение приобретают soft skills — поведенческие навыки успешного взаимодействия с другими людьми.
 
Итак, какие же тренды корпоративного обучения в 2018 году можно выделить?
 
1. Микрообучение (Microlearning)
 
Микрообучение — обучение небольшому объему материала за короткий промежуток времени. Это набирающий силу тренд последних лет. Нам приходится жить в условиях информационного изобилия и перегрузки. Объем информации постоянно увеличивается, запомнить и освоить все одномоментно невозможно.
 
Согласно ряду исследований, новая информация лучше всего воспринимается в течение первых 20 минут. Максимальный же уровень концентрации внимания у человека — первые 5 минут. Именно эта идея легла в основу концепции микрообучения.
 
Микрообучение позволяет учащимся получать информацию небольшими порциями, осваивать знания в сжатом виде, без воды. Чаще всего этот формат применяется в электронном обучении. Это могут быть интерактивные видео, аудиоподкасты, викторины и т.п.
 
Можно выбрать из нескольких привлекательных и инновационных форматов. Все это мультиформатные решения, поддерживаемые на настольных компьютерах / ноутбуках, а также планшетах и смартфонах. 
 
Длина информационных блоков — ключевой фактор микрообучения. Одна большая тема разбивается на несколько коротких видео, объясняющих какую-то определенную составляющую. Видеоуроки длятся по 2-3 минуты, в конце каждого урока повторяется ключевая мысль, которую обучаемый должен усвоить, а затем выполнить небольшой тест на 3-5 вопросов для закрепления материала.
 
2. Сотрудник сотруднику / социализация
 
Продолжаем изучать тренды. Следующий — учиться друг у друга. Передавать как профессиональные знания и опыт, так и формировать знания, умения и навыки конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях.
 
Такой вариант обучения лучше организовывать в неформальной обстановке, например, в корпоративных кафе и коворкингах. Или создать on-line сообщества, форумы, где участники — сотрудники компании делятся своим опытом, проблемами и идеями по их решению. Обсуждение материала способствует лучшему его усвоению, а также позволяет оперативно осуществлять обратную связь и формировать значимые связи внутри коллектива.
 
Такой формат обучения повышает вовлеченность сотрудников, позволяет видеть, оценивать, сопоставлять действия учащихся со своими, соизмерять последствия, делать выводы и корректировать свои шаги в соответствии с полученной информацией в более безопасной и комфортной обстановке.  
 
Этот формат обучения хорошо вписывается в систему наставничества, важно только обеспечить коллег удобными инструментами для передачи знаний. А если процесс обучения перенести в публичное пространство, например, в сообщества компании в социальных сетях, то одновременно можно сформировать пул лояльных клиентов и привлечь будущих соискателей. Единственное, нужно следить, чтобы конфиденциальная информация таковой и оставалась.
 
3. Виртуальная реальность (VR)
 
Это созданный техническими средствами мир, в котором человек ощущает себя близко к тому, как он себя чувствует в реальном мире. Это технология, позволяющая отработать необходимые навыки в безопасной обстановке. Используя шлемы и очки виртуальной реальности, обучаемый помещается в виртуальную среду, очень похожую на реальность, где он может получить профессиональный опыт и знания.
 
Этот формат обучения особенно актуален для профессий с высоким уровнем риска или тех областей, где сложно сконструировать классический тренинг — врачей, пилотов, высотников и т.д.
 
4. Геймификация
 
Геймификация — это использование игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов.
 
Геймификация образования — сильный инструмент для повышения мотивации и вовлеченности сотрудников в процесс обучения. Она не случайно попала в тренды и с каждым годом все крепнет. Представить серьезный контент в увлекательной форме, ввести игровых персонажей, прописать правила и испытания для перехода на следующий уровень обучения — все это способствует лучшему усвоению материала и большей включенности участников. Разработчики геймифицированных решений знают, как работает дофамин и формируются необходимые модели поведения, и используют это знание, чтобы сделать обучение по-настоящему интересным и привлекательным.  
 
При этом наблюдается тенденция перехода от простых бейджей, рейтингов, очков опыта к более вдумчивым интеграциям игровых механик в образовательные процессы — социальность, реальные бонусы за достижения и т.п. Все это находит отражение в бизнес-симуляциях живого действия и компьютерных, настольных и деловых играх, квестах, дистанционных курсах с распознаванием голоса, диалоговых тренажерах и т.д. По прогнозам экспертов, рост игрового софта для персонала компаний в 2018 году продолжится и, возможно, его количество превысит число предложений для клиентов.
 
5. Мобильность обучения / Многоканальность
 
Если раньше под мобильностью обучения подразумевали наличие компьютера и доступа в интернет, то день сегодняшний — это возможность учиться в любое время, в любом месте и с любого устройства, используя небольшие отрезки времени, которые есть у каждого — по дороге в офис, в очереди или на пробежке. Согласно статистике, больше половины интернет-пользователей России используют мобильный интернет наряду с обычным проводным, а пятая часть заходит только с гаджетов.
 
Разработчики e-learning сейчас решают задачи по переводу учебных курсов в мобильный формат, пытаясь сделать системы управления обучением (Learning Management Systems — LMS) доступными даже вне корпоративной сети. Неважно есть под рукой компьютер или только смартфон, есть интернет или нет. Важна доступность продукта на компьютере и нескольких типах мобильных платформ. Важны доступ оффлайн, синхронизация на разных устройствах и тестирование с сохранением результатов.
 
Рынок мобильный обучающих систем растет с каждым годом, постепенно выходя на новый уровень. Контент представлен в удобной форме, появляются приложения для обучения с расширенным функционалом. Online проверка знаний, аудиолекции, обучающие видео и презентации — все это можно изучать, читать смотреть в удобном месте и в удобное время.
 
Очень многие корпоративные учебные порталы адаптировали свои сайты к режиму мультиплатформенности и также создали приложения для смартфонов, что сделало обучение более гибким, интенсивным и эффективным. Ценна возможность получать знания везде — в сетевых образовательных ресурсах, как международных, так и российских, медийных образовательных проектах, социальных платформах.
 
Вот, пожалуй, наиболее яркие тренды, которые мы будем наблюдать в корпоративном обучении. От себя добавим, что многие наши клиенты уже озадачились вопросами оцифровки учебного материала и созданию кроссплатформенных образовательных порталов, позволяющих синхронизировать результаты и работать как online, так и offline.
 
Источник: donskih.ru