Все основные школы управления в менеджменте стараются ответить на вопрос, как повысить эффективность и продуктивность организации, однако делают это по-разному. С конца XIX века сформировалось несколько концепций. Существуют следующие школы управления в теории менеджмента:
- школа научного управления;
- административная школа управления;
- количественная школа управления;
- эмпирическая школа управления и др.
Рассмотрим основные положения каждой из них.
Школа научного управления в менеджменте
Теория возникла на рубеже XIX – XX веков. Ее основоположник, Ф. Тейлор, считал, что менеджмент – это наука, которая строится по определенным законам и правилам. Поэтому он утверждал, что вся работа организации должна строиться, отталкиваясь от научных критериев. Согласно теории школы научного управления в менеджменте:
- все ручные операции постоянно анализируются и после совершенствуются
- работники отбираются по научным критериям, проводится постоянное их обучение
- в организации существует жесткая иерархия
- разграничиваются управленческие и исполнительские функции.
Более подробно про школу научного управления почитайте по ссылке.
Административная школа управления в менеджменте
Ее также называют “классическая школа управления”. Концепция административной школы управления в менеджменте стала популярной в 1920-1950 годы. Основатель школы, А. Файоль, хотел создать универсальные принципы управления, которые могли бы повысить эффекттивность любой организации. В теории выделяют следующие положения:
- необходимо разработать общие закономерности управления
- организация должна делиться на отделы согласно их функциям
- принцип единоначалия (“человек получает распоряжения только от одного начальника”)
- управление включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Количественная школа управления в менеджменте
Становление теории количественной школы управления в менеджменте относится к середине XX века, однако применяется она и сегодня. Катализатором ее развития стал «компьютерный бум».
В основе количественной школы лежат математические формулы и законы. Представители количественной школы управления пытались создать теорию управления на базе математики, статистики, инженерных наук.
Характеристиками школы являются:
- широкое использование количественного подхода
- недостаточное внимание человеческому фактору
- компьютеризация управления
- системный подход.
Эмпирическая школа управления в менеджменте
Возникновение этого направления относят к 1960 годам. Представители эмпирической школы управления в менеджменте считали необходимым исследовать мировой практический опыт управления и на его основе создавать правила менеджмента. Также они выступали за внедрение системного подхода как нового типа мышления.
Эмпирическая школа управления строится на нескольких принципах:
- особая роль руководителя, который должен быть профессионалом в широком круге вопросов
- ориентация на долгосрочную перспективу
- сплочение коллектива в единое целое
- управление должно отталкиваться от целей.
Школы управления в менеджменте – кратко
Если кратко, то существует несколько теорий управления в менеджменте. Они отличаются пониманием, что является более важным для повышения эффективности организации.
- Так, в основе научной школы лежит принцип использования научных критериев управления.
- Представители административной школы пытались выработать универсальные правила менеджмента на основе общих закономерностей.
- Теория количественного управления базируется на математических формулах и подходах.
- Последователи эмпирической школы управления большое внимание уделяют мировому практическому опыту.
Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект