Главная › Статьи › НЛП и работа со страхами публичных выступлений

НЛП и работа со страхами публичных выступлений

 
Большинству из нас время от времени приходилось выступать публично. Начиная с утренников в детском саду или ответов у доски на уроках в школе и заканчивая произнесением тостов на корпоративных мероприятиях. Чем не выступление на публике. При этом, психологи утверждают, что страх публичных выступлений является одним из самых распространенных. 
 
Не могу вспомнить, чтобы я когда-нибудь испытывала страх перед выступлением, или меня парализовывал ужас в процессе самого выступления, но волнение испытываю до сих пор. Однако, это волнение можно рассматривать как характеристику ответственности перед аудиторией. Основным вопросом является уровень этого волнения. Если волнение (как ощущение) выражается в повышении внутренней энергетики, и не является дестабилизирующим фактором, скорее – неким «драйвом», то это возможно воспринимать как «трамплин для прыжка». Дальше – ура, успех! Очень важно отметить, что отсутствие волнения, либо еще хуже абсолютное безразличие перед выступлением, может сослужить дурную службу для эффективности выступления. Ведь если нет легкой степени волнения в начале выступления либо перед выступлением, то энергии «на длинную дистанцию» может просто не хватить. Также можно предположить, что без внутреннего запала  выступающему нечем будет зажечь аудиторию. Такое волнение можно отнести скорее к разряду позитивных, созидающих эмоций. Мне же в этой статье хотелось бы остановится на другом варианте волнения – страхе публичных выступлений, который можно рассматривать, как гипертрофированное выражение волнения. 
 
Страх публичных выступлений часто бывает основан на пережитой «неудаче», провале, когда-то случившемся в жизни. Либо на отсутствии опыта успешного выступления как такового. А дальше: никогда не смогу! Мне страшно даже представить, что я выступаю перед публикой! 
 
Симптомы могут быть самыми различными: от полного ступора (невозможно пошевелиться, сказать хотя бы слово), до покраснения лица, заикания, неспособности поднять глаза и т.п. 
 
Вариантов работы со страхом публичных выступлений достаточно много. И технологии нейро-лингвистического программирования такие как «взмах», визуально-кинестетическая диссоциация (как один из вариантов «взмаха»), различные виды рефреймингов являются одними из наиболее эффективных. 
 
Часто предлагаемый вариант работы со страхом публичных выступлений – контекстуальный рефрейминг, в ходе которого предлагается представить людей сидящих в аудитории в костюмах различных забавных персонажей (зайчики, лисички и т.п.). Меняем образ – меняется отношение, меняется отношение – меняется состояние. 
 
Еще один вариант – моделирование. То, что являлось основой нейро-лингвистического программирования изначально. НЛП рассматривает моделирование, как вариант использования успешных стратегий других людей. Суть этого метода – делай, думай, чувствуй себя так, как делает, думает и чувствует себя тот, кто в этом является мастером, образцом для подражания. Моделирование можно рассматривать в процессе работы со страхом публичных выступлений, как вариант контекстуального саморефрейминга. 
 
В моем опыте проведения тренингов «Искусство публичных выступлений и презентаций» многократное использование этого метода давало очень позитивные результаты. 
 
Мне посчастливилось много лет профессионально работать с актерами театра и кино. С некоторыми из них мы продолжаем оставаться друзьями до сих пор. Как великолепны они в исполнении ролей, и как часто некоторые из них испытывают сложности, выступая перед публикой «от первого лица». Либо выступая в роли ведущего, когда нет определенно написанного текста, сценария. Возникает то самое состояние, которое можно определить как нересурсное состояние. Симптомы аналогичны с симптомом страха публичных выступлений. А ведь они профессионалы. Им не привыкать выступать на публике. Но одно дело «образ», а совсем другое: я сам. Нет «ширмы» роли за которой можно спрятаться. 
 
Исходя из этих наблюдений, и возник вариант упражнения «контекстуальный саморефрейминг». 
 
Вариант моделирования, как подражание успешному поведению уже упоминалось в данном контексте. В этом случае моделирование имплицитное. Но «контекстуальный саморефрейминг» возможно рассматривать в более широком спектре вариантов моделей. Это может быть не только человек, который являет собой образец мастера выступлений, оратора ведущего различного рода презентации, но и героя какого-то художественного произведения. Напрямую совсем не связанного с мастерством оратора или успешной презентации. 
 
Основная задача в данном случае – помочь преодолеть те внутренние ограничения, которые «связывают» свободу проявления эффективного поведения. Я – «ослик Иа» или «папа моей знакомой», или кто-то, что-то другое. Это скорее забавно, но отнюдь не страшно. Весело для аудитории, интересно, ново для меня. 
 
Участнику предлагается провести вариант свободной презентации (тема может быть назначена тренером или выбрана самостоятельно) в «роли» определенного образа либо героя художественного произведения. Эффект данного упражнения самый позитивный. 
 
Во-первых, появляется опыт успешного выступления. Особенно это полезно, когда у клиента, как он считал, не было такого опыта. 
 
Во-вторых, появляется снижение ответственности «за результат». Или перенос ответственности на «образ». Что дает, как правило, возможность почувствовать себя более свободным.
 
И основное – расширение рамок собственного поведения и реагирования на ситуацию, которая ранее вызывала затруднение. 
 
Есть множество других вариантов преодоления страха публичных выступлений, которые возможно не менее эффективны. Но по удовольствию, которое получают участники данного упражнения трудно подобрать аналоговый вариант. Удовольствие получают как зрители, так и сам клиент. Здесь стоит причислить к благодарным зрителям и ведущего тренинга. Этот вариант можно считать одним из самых позитивных в процессе выполнения задания. 
 
Есть лишь одно ограничение для этого вида упражнения. В случае, когда тренер самостоятельно предлагает вариант образа для обучающегося. Когда образ является неэкологичным для выполняющего упражнения. В этом контексте, возможно, более эффективно будет предложить свободный выбор «персонажей». Но компетентность тренера состоит в том, чтобы образ давал каждому участнику наибольшую свободу в проявлении способов поведения, отличных от проблемных. 
 
В данном упражнении более полезным будет принцип метапрограммы «к», чем «от». Либо фрейм «как если бы…». Как если бы «я – В.В. Жириновский, Стив Джобс, Цицерон, Иван Иваныч Иванов (начальник ЖЭКа) и т.д. и т.п. И мне уже многократно приходилось выступать перед различными аудиториями». 
 
Важно предложить участникам не борьбу со страхами, а удовольствие, получаемое от самого процесса. Эта техника ценна еще и тем, что «образы» можно менять бесконечное количество раз. И подбирать под аудиторию, количество слушателей, варианты презентации и места их проведения. 
 
 
 
Сертифицированный тренер НЛП, сертифицированный мастер-коуч, бизнес-тренер, ведущая тренинга «Искусства публичных выступлений и презентаций» Шаталова Ольга Васильевна.
 
 
 
 

Компания: Консалтинговая компания Коучинг Центр

Тренер: Шаталова Ольга