Главная › Новости › Концепция развития бизнес-образования в Беларуси: жаркие споры в сети

Концепция развития бизнес-образования в Беларуси: жаркие споры в сети

 
Прямо к началу нового учебного сезона правительство подготовило сюрприз для рынка бизнес-обучения: 31 августа утверждена Концепция формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь и план мероприятий по ее реализации. 
 
То, что это должно было случиться – знали все, кто интересуется происходящим на нашем рынке: был и круглый стол с участием, в том числе представителей министерства экономики, были и выступления с обсуждением на специализированных конференциях (к примеру, 5 июня на конференции “Лига профессионалов: Управлять. Обучать. Вдохновлять”). Но все равно окончательный вариант документа стал неожиданностью для большинства игроков рынка и вызвал весьма эмоциональную реакцию и активное обсуждение на различных интернет-площадках и особенно жаркое – в социальных сетях.
 
Во-первых, для всех, кто еще не познакомился с первоисточником –  здесь полный текст утвержденной и уже нашумевшей концепции. А также План мероприятий по ее реализации, рассчитанный до 2020 года.
 
Во-вторых, посмотрим, соберем мнения, опубликованные в открытых источниках.
 
 
Андрей Коляда, ректор Бизнес-школы EMAS.
 
Принятая концепция из-за создания искусственных ограничений в пользу отдельных участников рынка приведет к снижению конкуренции и, таким образом, ликвидирует условия, необходимые для поддержания и развития конкурентоспособности белорусского бизнес-образования. Это неминуемо повлечет за собой его деградацию, ударит по интересам каждого, кто заинтересован в получении качественных знаний. Пострадают и интересы государства — будет потерян механизм создания конкурентоспособного человеческого капитала.
 
Она [концепция] принята в интересах крупных школ — тех, кто сможет себе позволить пройти очередной, вновь запускаемый круг различных лицензирований, государственных аккредитаций, сертификаций преподавателей и так далее. Все это, очевидно, потребует оплаты юристов, подготовки множества документов, прохождения проверок, т. е. больших денег.
 
Мы убеждены, что концепция должна быть обезличенной, справедливой и разумной. Она должна способствовать развитию всего рынка, а не играть на руку отдельным лицам. Также мы приведем доводы против каких-то искусственных аккредитаций и сертификаций. Рынок уже регулируется через более чем жесткое лицензирование — и этого более чем достаточно.
 
Наиболее жаркие споры проходили на странице Андрея Коляды в фейсбуке. 
 
 
 
Дмитрий Крупский, начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики (один из разработчиков Концепции).
 
Разрабатывая концепцию развития бизнес-образования в Беларуси Министерство экономики преследовало три глобальные цели.
 
Первая цель – это создание условий для повышения качества управления белорусскими предприятиями и ликвидация функциональной неграмотности руководителей этих предприятий. Эта цель, считает Минэкономики, является основой для повышения конкурентоспособности белорусской экономики, так как в условиях кризиса, в котором мы сегодня и находимся, резко возрастает роль человеческого фактора.
 
Вторая цель – обеспечение модернизации базовых социальных институтов, включая институт образования и институт предпринимательства. В рамках достижения указанной цели сделана ставка на повышение значения тех профессиональных ассоциаций, которые будут выступать в роли саморегулирующихся организаций и которые будут устанавливать правила игры для участников рынка бизнес-образования.
 
На сегодняшний день у нас есть две такие ассоциации. Одна – “Ассоциация бизнес-образования”, которая объединяет учреждения образования, вторая – это “Ассоциация развития менеджмента”, которая объединяет коммерческие организации, предоставляющие услуги по бизнес-образованию.
 
То что мы в рамках концепции определили статус программы МВА, как программы магистратуры и как программы переподготовки, позволит нам влиться в существующее международное образовательное пространство” и привлекать на обучение в том числе зарубежных граждан.
 
Третья глобальная цель утвержденной концепции – привлечение инвестиций в развитие бизнес-образования. В концепции прописан механизм, что наиболее продвинутые частные компании, которые предоставляют услуги бизнес-образования, которые наработали определенный потенциал, имеют преподавателей из числа практиков бизнеса, преподавателей с международными сертификатами – они получат возможность использовать в наименовании своей организации слово “бизнес-школа” и для них будет упрощена процедура открытия программы переподготовки кадров по специальности “Деловое администрирование”. Специальность “Деловое администрирование” будет синонимом программы МВА”, – рассказал Дмитрий Крупский, добавив, что бизнес-школы наконец смогут выдавать и дипломы государственного образца.
 
Для нашей страны решение предоставить коммерческим организациям заниматься переподготовкой имеет революционное значение.
 
 
И в ответ на заявление ректора Бизнес-школы EMAS, государственный чиновник ответил следующее:
 
“Как называется эта организация, EMAS? Мне это ни о чем не говорит. На сегодняшний момент структуризация данного рынка такова, что и частные компании и учреждения образования уже создали свои профессиональные ассоциации, которые были привлечены к разработке концепции. Эти структуры были созданы несколько лет назад и без всякого воздействия Министерства экономики. Если эта организация (EMAS) оказалась вне работы по совершенствованию бизнес-образования – это только ее проблемы.
 
Ни что не мешало и не мешает названной организации обратиться в любую из названных ассоциаций, стать ее членом или, по крайне мере, инициировать создание некой общественной организации, которая тоже будет иметь своих членов из состава участников рынка бизнес-образования и определенным образом участвовать в работе по реализации концепции дальше, отстаивать свои интересы.
 
 

 

 

Что еще говорят об этой ситуации другие представители рынка бизнес-обучения

 
Марина Шорец, бизнес-тренер и директор “Шорец Консалт”
Если есть деньги в “сфере бизнес-образования”, то не удивительно что их начинают делить. Если будет дополнительная аккредитация -то многие тендеры будут иметь уже готовый ответ в самом начале… И обратная сторона – уровень бизнес тренеров будет расти, так как есть надежда что будет задана планка.
 
 
 
 
 
Василий Пронь, директор тренингового центра «Квадратный апельсин»
Насколько я помню позицию ИПМ и ЗиС, которую они представляли на круглом столе, организованном фондом Евразией – по этому вопросу как раз:  Они высказывались против системы привлечения госденег за переподготовку (т.к. за госденьги учить качественно сложнее, в силу другой мотивации обучающихся – и это может влиять на репутацию в том числе). В проекте для них важна была сама система аккредитации. 
 
Т.е. предполагаю, что вопрос – актуальный для них – это некоторая защита своих позиций, выделение статуса, возможно действительно создания системы роста, системы “медалек”, если уж так говорить. 
 
А вопрос получения госденег – в нашей стране по-моему лучше их не получать. Будут далеко не сразу, и не факт что будут, а спросят сейчас…
 
Ирина Сотникова, партнер, заместитель директора Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»
 
Уважаемые коллеги, вы очень сильно ошибаетесь, если называете эту область сейчас незарегулированной. Сейчас для того, чтобы иметь право проводить повышение квалификации и переподготовку, а только на эти виды деятельности государством предоставляются определенные льготы для обучающейся организации, организация должна стать учреждением образования и получить лицензию в министерстве образования. И вот это таки реально абсолютно недостижимо для 99% игроков рынка обучения, поскольку формальные требования в виде метров площади на 1 учащегося, количества унитазов и библиотеки, методисты и учебные планы, оформленные по стандартам ВУЗа и многое другое, является непроходимым барьером для подавляющего большинства игроков рынка, в первую очередь, из-за бессмысленности этих норм в формате бизнес-образования взрослых работающих людей. Поэтому, профессиональная акредитация, осуществляемая специалистами в теме, – это действительно серьезный шаг вперед, который открывает как раз, а не закрывает, как некоторые наши коллеги скорее всего по незнанию решили, возможности для небольших структур, не претендующих на многолетнее стационарное обучение, создавать и продвигать свои программы на рынок на равных условиях с ВУЗами. К слову сказать в этом году, посещая Америку, именно с целью изучения опыта организации системы бизнес-образования, мы увидели, что там как раз проводится профессиональная акредитация силами профессиональных сообществ, государство не имеет к этому никакого отношения.
 
Далеко не все наши предложения вошли в концепцию. Однако, тот факт, что к организациям, предоставляющим услуги бизнес-образования перестанут подходить с той же линейкой, что и к учреждениям образования, занимающихся подготовкой студентов в режиме высшего образования, в любом случае считаю позитивным фактом. Так же как и вы не знаю, как конкретно будет проходить эта процедура, так же как и вы опасаюсь, что не исключено её неоправданное усложнение. Однако надеюсь, что сложнее чем сейчас не будет, так как не могу себе представить, что может быть сложнее чем сейчас:). В целом надеюсь, что это позволит расширить рынок услуг бизнес-образования в стране.
 
Тамара Сугакова, Руководитель Коучингового центра “Студия креативных решений”.
Вообще, наличие ассоциаций – это нормальный этап развития профессионального рынка. В прошлом году была попытка Минэкономики организовать круглый стол, чтобы услышать различные мнения – очень адекватная. Но, к сожалению, малый и средний бизнес не имеет пока общего ресурса представлять свои интересы (ассоциации нужны), поэтому тогда основной конфликт был между интересами коммерческого сектора в целом, представленного крупными игроками и государственным сектором. 
 
Александр Кутас, партнер, руководитель проектов компании «BusinessTools» 
Может быть уважаемые консультанты, которые принимали участие в разработке Концепции развития рынка бизнес-обучения, смогут показать за счет чего рынок этого самого обучения в РБ за 4 года вырастет в 8!!! раз? Да еще и в долларовом эквиваленте. Вот правда интересны выкладки и за счет каких драйверов. А то я слегка недоумеваю.
 
 
 

P.S. Из архивов нашего портала.

 

Дмитрий Крупский, начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики, выступает на круглом столе, организованном Ассоциацией развития менеджмента (декабрь 2014 г.)

 

 

Один из слайдов выступления Дмитрия Крупского – концептуальные подходы к реформированию системы бизнес-образования