Как обучить более двух тысяч студентов и специалистов так, чтобы донести суть и обеспечить реальный результат для группы и каждого участника? В статье кандидата экономических наук, доцента – Наталии Григорьевой речь пойдет о микрообучении, о том, какие принципы и подходы помогают выполнить задачу преподавателя. Масштаб проведенного обучения обеспечивает «полевой» взгляд на то, что действительно работает с взрослой, загруженной аудиторией на длительной дистанции.
Об авторе:
Наталия Александровна Григорьева, кандидат экономических наук, доцент
С 2017 года обучила:
- 18 групп студентов строительного факультета БНТУ (3–4 курсы) по дисциплинам экономики недвижимости, инвестиционного проектирования и управления проектами в строительстве;
- 10 групп специалистов по программе переподготовки «Управление проектами в строительстве» (второе высшее за 18 месяцев и 3 сессии с дипломной работой);
- 52 группы повышения квалификации;
- 14 специализированных групп по MS Project («Минскводоканал», «Гродно Азот», «А-100 Девелопмент» и др.).
В сумме — порядка 2 тысяч специалистов и студентов.
Портрет слушателя и ключевой вопрос
Дано: чаще мужчина 35–60 лет с опытом руководства 8+ лет. Его прямой вопрос ко мне: “Что я получу за 10, 50 и 150 часов работы с вами?” Отвечаю именно на него — инструментами, форматами и финальным результатом.
Зачем люди учатся и какова реальность участия
Мотивации — карьерный рост, смена сферы, быстрый практический инструмент. При этом картина участия такова: треть организаций декларируют, что предлагают обучение; по данным Белстата около 15% взрослых 25–64 лет действительно участвуют; в моих опросах 78% слушателей хотят роста или смены рода деятельности.

Значит, аудитория образована, мотивирована, но перегружена сопутствующими задачами, и на долгой дистанции переподготовки в 18 месяцев должна поддерживаться в фокусе. То есть формат обучения должен быть коротким, плотным и применимым сразу: с учетом выявленных мною 3 принципов микрообучения в макромасштабе
Декомпозиция
Декомпозиция — это разбиение большой крупной задачи на мелкие управляемые элементы. Что это значит для учебы в университете?
Это значит старое доброе разбиение обучения на дисциплины, дисциплины на занятия. Но для того, чтобы собрать «комплексное видение» необходимо превратить сухую учебную программу с ее тематическим планом занятий – в конкретные выгоды и навыки. Например, вместо абстрактных 72 часов дисциплины “Управление коммуникациями” — фокус на инструментах, которые можно применить ровно за минуту: схема совещания, шаблон коммуникации руководителя, безопасная передача информации и т.д. Проговорить это слушателю в начале курса – значит потратить всего 1 минуту на понимание выгоды.
Чтобы подкрепить понимание, где слушатель находится и куда он идет в обучении, я также использую дополнительные подкрепления.
- Обратный урок: занятие, в котором сразу дается результат, а вместе с учащимися мы ищем путь к нему. Например, нужно решение этической дилеммы руководителя: ответ всем понятен, но вот как его обосновать и для руководства, и для подчиненного…
- Ценной привязкой к моменту времени обучения являются ссылки на актуальные НПА: слушатель понимает, что его учат по последнему слову законодательства.
- Приведение примеров из актуальных новостей – например, о планах застройки нового района Минска – возвращает фокус внимания на теорию.
- Сильная визуальная поддержка презентацией – вопросами, изображениями, ссылками и цитатами поддерживает связь с словами преподавателя, создает требуемые визуальные образы и позволяет их вспомнить при возвращении к презентации после. Я стараюсь оставлять на презентации краткий текст, чтобы всегда можно было уловить канву занятия.
Рекомендации по декомпозиции:
1.1 «Максимально вызывайте слушателей на диалог» — им есть чем поделиться; когда говорит другой, остальные вовлекаются; несогласие запускает «бурление мыслей». Это и есть управление коммуникациями – возможность показать пример, “сыграв” на занятии в настоящее совещание, где каждому я даю должность-роль и цель. Результатом будут не только бурные дискуссии в процессе, но и живая передача опыта “а вот у нас делают по-другому”.
1.2 «Лучший приведенный пример — который будет использоваться многократно с разных сторон»: так вы вовлекаете в длинную междисциплинарную цепочку рассуждений. Например, при проведении деловой игры второго совещания (того, на котором слушатели должны исправить ошибки первого”), игра усложняется тем, что помимо ролей я раздаю методы избегания ответственности. То есть каждый из совещающихся играет в свою собственную игру, а руководителю предстоит не легкая задача провести эффективное совещание и разгадать уловки “сотрудников”. Зачастую вживую сыгранные примеры и запоминаются в итоге
1.3 «Возвращайтесь к началу и говорите про результат» — держим ценность обучения в фокусе, напоминание о старте подчеркивает путь, а «точка Б» делает его короче. Игра игрой, но напоминание про техники проведения совещаний начинают и завершают каждое занятие, а потом еще спрашиваются на экзамене
1.4 «Давайте конкретные домашние задания и обсуждайте результат» — чтобы происходило закрепление и перенос в рабочую действительность. В конце курса я обязательно спрашиваю кто что уже успел попробовать у себя на работе и какая была реакция коллег
Гибридные форматы
Переходим к инклюзивности для слушателей в гибридных обучениях с лозунгом: «КАЖДОМУ СЛУШАТЕЛЮ — ПО УДОБНОМУ ФОРМАТУ»! Это значит, что надо сразу распрощаться с идеей, что каждое ваше слово будет услышано и поменяет жизнь слушателя. Услышанное оставляет после себя порядка 20% информации, увиденное + услышанное – примерно 50%. А чем еще увеличить этот процент?
- При личной лекции в аудитории – эмоциями. Тоном голоса, жестикуляцией, ——-паузами——– личным опытом и т.д.
- В онлайн-лекции важно другое – давать пользу и максимальное удобство подобрать темп, сделать паузу, свернуть…
- На практических занятиях в аудитории запоминается прикладной и тактильный подход, а онлайн = коммуникация между слушателями.
- Но это не всё: в обучение обязательность должна включаться пост-коммуникация как единый канал связи, поддерживающий сообщество между занятиями между занятиями.
Таким образом, методами гибридных форматов являются:
- обучение через кейс — проверяем через действие, постоянное вовлечение в небольшое число групп,
- четко отработанные реальные истории (не только от преподавателя),
- профессиональные чаты и личное общение.
Последнее у меня организовано в 3 видах: чат в телеграм, который живет и после защиты дипломной работы. Гугл-папка, в которой хранятся все лекции, практики и материалы по занятиям, учебный сайт со всеми дисциплинами и записями занятий. Последнее невозможно без сильной поддержки методистов и технических работников
Рекомендации к гибридному обучению:
2.1 «Максимальное приземление на аудиторию» — кто пришел и что хочет в результате; объединяйте схожие мотивации.
2.2 «Позволяйте выбрать удобный формат: лично/онлайн/запись/чат», главное — чтобы хоть один «крючок» вернул в активный статус.
2.3 «Создавайте и поддерживайте комьюнити» — межиндивидуальное самообразование не менее ценно, чем директивное; нетворкинг помогает удерживать связь и приводить новых слушателей.
2.4 «Активное преподавание дает обратную связь и обогащает» — это двусторонний процесс.
«Красная лента»
Красивая кода, река или стержень, на который «нанизывается» курс. В программах переподготовки это — дипломная работа. Поэтому «говорим, что диплом начинаем делать на первом занятии», несем идею единого диплома через другие дисциплины и преподавателей, выбираем тему, которая интересна и нужна слушателю, и позволяем её корректировать. Итог — «3 раздела + приложения, оформленные по правилам нормоконтроля» и защита. Это превращает каждое занятие во «вклад в итог».
Усилители «ленты»: «выделить формальную дату защиты — далекую, но конкретную», «собирать сделанные части курсовых и отчетов в единый файл», «использовать ИИ для персонализации заданий и отклика». Так, например, при подготовке презентации дипломной работы я создала отдельную ветку в ИИ, куда загрузила все свои личные рекомендации о том какой шрифт выбрать, как расположить элементы, как делать заголовки и т.д.
Что мне это дало? Возможность давать персональные замечания при запросе на аудит презентации слушателя. ИИ сверял мои правила и факт их выполнения и конкретно писал: на 3 слайде добавь заголовок, на 6 добавь единицы измерения, а вообще структуру доклада стоит переделать так-то. Это все я копировала в емейл-ответ слушателю.
Рекомендации к красной ленте:
3.1 «Все события в обучении должны нанизываться на единый стержень – итоговую дипломную работу» — это создает дополнительную ценность, помимо «прямого получения знаний».
«Поощряйте индивидуализм и смелые идеи» — так слушатель готов вложиться больше.
«Поощряйте энергоэффективность и желание собрать диплом на бегу» — человек хочет конкретного результата.
3.2 «Комплексность видения всего обучения» — разложить задачу на мелкие составляющие. Красная лента дипломной работы — возможность собрать все воедино. Это ключевой естественный позыв при подведении итогов».
Таким образом мы создаем макроэффект живого, персонализированного образования через микроизменения: декомпозицию обучения, гибридные форматы и красную ленту диплома.
Результат работ / Напутствие

Современный слушатель не покупается на объем информации.
Он покупается на ее применимость
Наша задача — «не вывалить весь багаж знаний, а отобрать самые ценные и нужные инструменты и подать их так, чтобы ими можно было немедленно воспользоваться». Микрообучение — это не про формат рилс»; это разбиение крупного потока информации на мелкие управляемые элементы», их персонализация под боли слушателя и качественная сборка при защите дипломной работы
Учитесь и будьте обучаемы!

