Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.
Представители административной школы менеджмента
Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.
Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:
- прогнозирование
- планирование
- организация
- координация
- контроль.
Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить
- Г. Эмерсона
- Л. Урвика
- М. Вебера
Принципы управления административной (классической) школы менеджмента
В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:
- Разделение труда – когда каждый выполняет конкретную задачу, организация работает эффективнее;
- Полномочия и ответственность – каждый несет ответственность за свою часть работы;
- Единоначалие – каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю;
- Дисциплина – обязательства между работником и работодателем строго соблюдаются в двухстороннем порядке, в случае нарушений – наказание;
- Единообразие в действиях – одинаковые действия, используемые для достижения одинаковых целей, выполняются одинаково;
- Подчинение личного общественному – интересы коллектива важнее интересов одного человека;
- Хорошая оплата труда – кто хорошо трудится, тот потом хорошо отдыхает;
- Справедливость – ее законами руководствуются на всех уровнях управления;
- Централизация – управление организацией должно исходить из ее центра;
- Иерархия или скалярная цепь – хорошая коммуникационная лестница, по которой передаются команды сверху вниз, при этом не стоит слишком увлекаться иерархией, чтобы не получить сплошную «цепь начальников»;
- Порядок – четкая организация труда, наличие рабочего места у каждого работника, отсутствие хаоса;
- Инициативность работников – персональная инициатива поощряется;
- Отсутствие «текучки» кадров – постоянный коллектив, который заинтересован работать на благо организации;
- Корпоративный дух (или единство коллектива) – перекликается с предыдущим правилом, хороший микроклимат среди работников помогает сплотить усилия и направить на достижение одной цели.
Про административную школу менеджмента кратко
Если говорить кратко, то концепция АШМ появилась в начале XX века и была популярна до 1950-х годов. Задачей административной школы в менеджменте стала выработка общих правил и законов управления организацией. В этом преуспел А. Файоль, основатель школы, который сформулировал 14 основных принципов (единоначалие, разделение труда, сплоченность коллектива и др.). Файолю удалось совместить рациональную основу управления с учетом человеческого фактора.
C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект. Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы!